Рош ашана

Рош ашана
Как мы понимаем скоро Новый Год, наступает долгожданный 5768 и мы все ближе к Машиаху. Давайте обсудим, празднуют ли современные евреи этот праздник (а они конечно же празднуют, а кто не празднует тому айяйяй ). Какие традиции и обычаи происходят в этот день, что этот день означает с каббалистической точки зрения. Ну вообщем все об этом дне тут, тем более осталось вроде двенадцать дней.

Главными днями в году в период таннаев считались Рош ха-Шана (Новый год) и Йом Киппур (День искупления). При отсутствии Храма и жертвоприношений эти два праздника и дни между ними (дни покаяния) стали временем раскаяния, искупления и прощения. Ритуалы и молитвы этих дней выражали веру раввинистического иудаизма в свободу воли и способность человека изменить свою жизнь. Акцент, ставившийся в Рош ха-Шана на изображении Бога как царя и правителя, подчеркивал что Бог помнит народ Израиля, а использование шофара символизировало Синайское откровение и приход Мессии в будущем. Йом Киппур стал воспоминанием об искупительной службе в Храме, заменив жертвоприношение, описанное в шестнадцатой главе Книги Левит.
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем. Сказанное требует пояснений.

Конечная цель Творения — воцарить Б-га: "И тогда Б-г станет царем всего мира," — говорим мы в молитвах Рош-Ашана. Рош Ашана — это время коронации Царя, время лэамлих Акадош Барух У. "Произнеси предо Мной малхи-от (стихи царствования), чтобы сделать Меня царем над собой".

Почему Б-г просит сделать Его царем?

Конечно, Б-г — это не та сущность, на которую мы можем переносить наши человеческие слабости и эгоизм;

Ему не надо быть царем ради Самого Себя. В чем же тогда смысл награждения Его царским титулом?

По определению, Б-г может делать все, что угодно. Однако Он сотворил этот мир так, что Он "не может" получить только одной желаемой вещи без вклада человека, а именно: Б-г "не может" сделать себя царем.

Термин "царь" сегодня потерял свое первоначальное значение. Царь — это не диктатор. Диктаторы покоряют народы и нации, но нельзя сказать, что они царствуют, ибо люди подчиняются их правлению против своей воли. Саддам Хуссейн не является властелином Кувейта, ибо его армия вторглась в эту страну и навязала ей свои законы. Первоначальный смысл слова "царь" — правитель, которого признали его подданные. "Нет властелина без подданных"6 !. Так как Всевышний создал человека, наделенного свободной волей, Он, с одной стороны, наполнил мир Своим могуществом, а с другой — в определенной мере создал видимость того, что законы природы работают независимо от Его воли. Это Его величие, одновременно и скрытое, и очевидное, позволяет человеку проявить свободу воли; оно дает ему возможность выбрать для себя: или проникнуть в глубину, постигая величие Б-га, или оставаться обманутым тем, что лежит на поверхности. Лишь благодаря свободе воли подданных, благодаря их свободному выбору можно стать властелином в истинном понимании этого слова. Именно по этой причине Б-г создал мир, в котором Он как бы ожидает, что наделенный свободной волей человек увенчает Его короной.

Рош Ашана — уникальный праздник, ибо его суть состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, что мы получим, а скорее в том, чтобы спросить себя: "Что мы можем дать Всевышнему?"

А что же мы можем дать Всевышнему в Рош Ашана ? Царское достоинство.

Наделяя Б-га царским саном, мы получаем, без сомнения, столько же (если не больше), сколько в результате любого принятия. В конце концов, существование Хуссейнов и тоталитарных режимов, распадающихся парламентских демократий и блюдущих собственные интересы политических деятелей доказывает еще больше, как мы нуждаемся в коронации Всевышнего. Точно так же и на индивидуальном уровне — доморощенные психологи, гуру от средств массовой информации, а также наши самые продуманные планы лишь в еще большей степени убеждают нас в ограниченности наших возможностей повлиять на наше благополучие. История — всеобщая и частная — доказывает, что человек не в состоянии успешно управлять собой. Лишь подчинив себя господству и воле Создателя, можно надеяться на обретение свободы духа. Нет другого властелина, кроме Него, и никто, кроме нас, не выигрывает от Его великодушного, отеческого правления.

В чем конкретно состоит суть дарования Б-гу царского достоинства. Его коронации?

Она в том, что мы признаем Его присутствие абсолютно во всех проявлениях нашей жизни. И если сделать это глубоко и с пониманием, то, в конечном итоге, это признание преобразит и обновит наши действия. Это значит сделать волю Б-га нашей волей.

Это очень трудная задача. Невежество, лень, физические желания и эго часто мешают нам увидеть и сделать то, что в пределе является для нас настоящим благом. Поэтому Всевышний благословил нас днем, который посвящен исключительно этой цели, — Рош Ашана.

Конечно же, подобная работа должна идти весь год. Рош Ашана лишь обозначает время, когда коронации Б-га придается особое значение с пониманием и надеждой, что она даст нам энергию признавать Его могущество во всех наших делах на протяжении всего года. Однако именно в этот день нам всем дается особая возможность соединиться и сконцентрироваться на передаче Б-гу той единственной вещи, в которой Он "нуждается", — нашей преданности Его владычеству, избранному по доброй воле.
Нужно не забывать, что Рош Ашана - это в первую очередь День Суда. Поэтому весь Элул нужно переосмысливать свою жизнь, поступки, а главное суметь сделать правильные выводы и принять правильные решения. Для религиозного еврея это еще и чтение слихот - покаяние даже в тех поступках, которые возможно упушены из виду.
А что касается "Нового Года", то его можно отмечать ежедневно начиная с 25 Элула, а 1-го Тишрея - уже Рош Ашана.
Рош Ашана – творение человека

Почему мы отмечаем Рош Ашана и Йом Кипур?

Еврейское летосчисление — и, соответственно, празднование Рош Ашана — ведется от Сотворения Мира; но не от его начала, а от окончания, с шестого дня Творения, когда был сотворен человек. Согласно еврейской традиции, в этот день Б–г «слепил человека из праха и вдохнул в него дыхание жизни», затем поместил его в сад Эденский, и человек получил заповедь «не есть от Дерева познания добра и зла». После этого Б–г разделил человека на мужчину и женщину, Адама и Хаву, и у них родился сын Каин. Далее Адам и Хава нарушили запрет Всевышнего и съели плод Дерева познания добра и зла; у них родился сын Авель; затем они были судимы Богом и изгнаны из Сада. Согласно еврейской традиции, все эти события произошли за один день — шестой день Творения — день создания человека и Б–жественного суда над ним. Годовщиной этого дня и ежегодной памятью о нем является Рош Ашана. И каждый год в этот день Бог судит все человечество: каждого человека в отдельности и каждый народ и страну в целом — каковы были их дела в прошедшем году и чего они заслуживают: «В Рош Ашана приговор записывается, а в пост Йом Кипур скрепляется печатью: скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть… Но тшува — исправление своих грехов — может отменить тяжкий приговор» (из молитвы на Рош Ашана).

Пять этапов тшувы

Согласно концепции иудаизма, человек оценивается прежде всего по своим делам, а не по своим словам и не по своей вере; и поэтому тшува — исправление грехов — это сложный поэтапный процесс, включающий, кроме раскаяния о прошлом и сожаления, еще и конкретные действия по исправлению ситуации. Первый этап тшувы — это исправление на интеллектуальном уровне: человек должен признать, что он поступил неправильно. Если нарушение было публичным, то и признание должно быть сделано публично. Вторым этапом является эмоциональный уровень: человек должен прочувствовать, насколько плох был его поступок, испытать «муки совести» при осознании тяжести его последствий. Третий этап практический: возможное исправление этих последствий, возмещение ущерба, который был причинен пострадавшим. Если человек прошел все эти три стадии, то он, конечно, приблизился к исправлению своего греха, но этого еще недостаточно. Самым важным является четвертый уровень — уровень реализации решения никогда больше не поступать так, как он поступил в прошлом. Только если человек в дальнейшем, даже если ему представляется возможность совершить аналогичный проступок, воздерживается от него, — тогда он действительно добился полного исправления допущенного ранее греха (и, соответственно, в иудаизме невозможна легитимация состояния, когда человек попеременно грешит и кается). Когда существовал Храм, то был еще и пятый уровень: принесение жертвы — примирение с Б–гом. Однако жертва всегда была только дополнением к собственно раскаянию, жертвы сами по себе ничего не искупали. Сегодня функции жертвоприношения выполняют в какой–то мере молитвы на Рош Ашана и Йом Кипур, но только после того, как первые четыре этапа пройдены.

Самое главное в праздновании Рош Ашана

На первый взгляд может показаться странным, что Рош Ашана является радостным праздником, ведь в этот день Б–г судит нас, и приговор нам еще не известен, — как же может радоваться человек, находящийся на скамье подсудимых перед Всевышним? Однако мы радуемся в день Суда, потому что сам этот Суд помогает нам исправиться. Очень часто люди, которые уже понимают, что в чем–то они поступают неправильно и что пора это изменить, не находят для этого времени и сил — «текучка» мешает им. Рош Ашана — остановка в этом круговороте, день, когда Б–г дает человеку дополнительные силы, чтобы тот мог исправиться. Самое главное в праздновании Рош Ашана — это практически исправить то, что ты уже теоретически признал неправильным в своей жизни.

Рош Ашана и Песах — два «начала еврейского года»

Еврейская традиция противопоставляет Рош Ашана и Песах — как два «начала еврейского года».

В первый Рош Ашана был сотворен Адам — это день рождения для всего человечества. В первый Песах сыны Израиля вышли из Египта, и это — день рождения еврейского народа. В Рош Ашана празднуется начало года для всего мира, в Песах — начало года исключительно для еврейского народа.

В Рош Ашана мы предстаем перед Б–гом как часть всего человечества, «ибо в этот день все люди и все народы проходят перед Ним, и Он решает судьбу каждого». В Песах же мы подчеркиваем еврейскую обособленность, отделение евреев из среды египтян, еврейскую избранность.

Эта противоположность выражается и в датах этих праздников. Рош Ашана и Песах находятся как бы в «противофазе» как в отношении времен года (Рош Ашана осенью, а Песах весной), так и по своему положению внутри месяца»: Рош Ашана — 1 Тишри, в начале месяца, в новолуние; а Песах — 15 Нисана, в середине месяца, в полнолуние. Еврейская традиция называет Луну символом еврейского народа (ибо также, как и еврейский народ, она то увеличивает, то уменьшает свой свет, но не исчезает совсем), и поэтому полнолуние в Песах, когда Луна видна целиком, подчеркивает «специфически еврейский» характер празднования, а новолуние в Рош Ашана, когда Луна почти не видна, — его «общечеловеческий характер».

Две компоненты иудаизма: специфически еврейская и общечеловеческая

Другими словами, традиция иудаизма в своей основе содержит две компоненты: специфически еврейскую и общечеловеческую; нам заповедано и далее развивать в своем учении две линии: линию «национальную» и линию «универсальную». В Песах мы акцентируем внимание на национальной составляющей нашей традиции, а в Рош Ашана — на ее общечеловеческой составляющей.

Разумеется, иудаизм как религия не является чисто национальной. Б–жественное слово, данное нам в Священном Писании, обращено ко всему человечеству, а не только к евреям. Дарование Торы еврейскому народу есть лишь первый этап в последовательной передаче Б–жественного откровения всему человечеству. Этика Торы предназначена для исправления всего мира, а не только евреев.

И однако, хотя в классическом иудаизме, т.е. в Торе и у пророков, общечеловеческим проблемам уделено очень большое место, сегодняшний «реальный» иудаизм, к сожалению, занимается ими не слишком много. По–видимому, это уменьшение акцента на общечеловеческую компоненту исторически связано с проблемой сохранения и выживания евреев в рассеянии, когда положение наше часто бывало столь критическим (в вопросе просто физического существования), что нам было не до мировых проблем. Но хотя все это извинительно и религиозное руководство евреев рассеяния можно понять, ситуация требует исправления. Ибо отсутствие баланса между национальным и общечеловеческим аспектами иудаизма не только вызывает деформацию самого еврейского учения, но и приводит к отдалению от иудаизма тех евреев, для которых универсальный общечеловеческий компонент является ведущей силой их души.

Как вернуть утерянные для иудаизма души

Согласно еврейской мистической традиции у каждого человека есть искра Б–жественного света, уникальная черта присущая ему и только ему (не путать с эгоизмом), и задача человека как раз и заключается в том, чтобы вернуть эту искру к своему Источнику, реализовать тот уникальный потенциал, заложенный в человеке. Однако недостаточная реализация иудаизмом отдельных искр Б–жественного света приводит к тому, что души, чуткие именно на эти искры, отходят от иудаизма к иным идеологиям, в которых эти искры проявляются более явно.

Чтобы вернуть к Торе эти души, необходимо устранить эту деформацию, раскрыть универсальный аспект Торы в реальной религиозной жизни.

Примером процесса «возвращения Б–жественной искры» может служить развитие национального аспекта иудаизма. В начале нашего века национальное возрождение воспринималась еврейским обществом как нечто чрезвычайно далекое от религии, и сионизм «утащил» из иешивы немало еврейских душ. Сегодня, в результате деятельности рава Кука и его школы, самой активной сионистской группой в Израиле являются именно религиозные сионисты, и поэтому стремление к национальному возрождению не только не уводит людей от религии, но наоборот. Многие приходят к иудаизму через сионизм; так что «взятое сионизмом в долг» в начале века, сегодня, в определенном смысле, уже возвращено обратно.

У нас нет иного пути вернуть к Торе те еврейские души, основой которых является «общечеловеческий аспект», как дать «общечеловеческой компоненте» достойное воплощение в жизни сегодняшнего реального иудаизма.