Мезуза

Мезуза
Интересная статья, рекомендую почитать..
Пару слов о мезузе и, для начала, пару легенд.

История о рабби Йеуде

Один из римских императоров послал Рабби Йеуде а-Наси в подарок драгоценный камень и предложил рабби Иуде ответить ему не менее ценным подарком. Рабби послал императору мезузу. Император был разочарован. "Я послал тебе драгоценности, а ты отплатил мне куском пергамента", - сказал он. Рабби ответил: «Верно, но ты подарил мне то, что я вынужден охранять, а мой подарок будет хранить тебя и твой дом».

История об Онкелосе

После того как Онкелос, племянник римского императора принял иудаизм, император дважды посылал отряд легионеров, чтобы арестовать его, но тот увлек их учением Торы, и они тоже приняли иудаизм. В третий раз послал император отряд легионеров и запретил им вступать с Онкелосом в разговоры. Схватили они Онкелоса и повели, но, выходя из дома, взглянул он на мезузу, прикрепленную у входа, положил на нее руку и улыбнулся. Тогда спросили легионеры,чему он улыбнулся. Ответил Онкелос: повелось в мире, что император сидит внутри своего дворца, а слуги охраняют его снаружи; однако же Святой, благословенно Имя Его, охраняет снаружи своих слуг, находящихся внутри дома, как сказано: "Б-г охраняет тебя при твоем выходе и при твоем входе отныне и во веки веков."
Перешли в иудаизм и эти легионеры, и более император не посылал за Онкелосом солдат.
.
mezuza.bmp

На обратной стороне пергамента мезузы нанесены три ивритские буквы: «шин», «далет» и «йуд». Они составляют одно из семи имен Всевышнего, Шадай. Это слово представляет собой аббревиатуру слов шомэр длатот исраэл - «охраняющий двери Израиля». Мезуза охраняет еврейский дом вместе со всем, что в нем есть, и всеми, кто в нем живет, даже если они находятся в дальней дороге. Об этом сказано в книге Теилим (Псалмов Давида): “Г-сподь будет хранить тебя, когда ты отправишься в путь и когда станешь возвращаться - отныне и вовеки!” За соблюдение заповеди о мезузе Тора обещает долголетие.; сразу после упоминания о мезузе сказано: "…дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших"
Мезуза находится непосредственно на входе в частное владение – в месте cоприкосновения двух сфер жизни, личной и общественной.
Каждый раз, когда мы выходим из дома или входим в него, мезуза на нашей двери напоминает нам о том, что Всевышний вездесущ, что Он все видит, и его власть не имеет границ. Мезуза заставляет нас отвлечься от повседневных забот и осознать, что нет на свете ничего вечного и незыблемого, кроме Всевышнего, и нет для человека иной возможности быть близким к Нему, кроме как следовать Его воле. Заповедь о мезузе помогает нам посвятить все наши дела и помыслы Всевышнему. Поэтому принято, проходя мимо мезузы, целовать ее (обычно прикладывают к мезузе пальцы правой руки и затем целуют их).
Великий мудрец и праведник нашего времени - Любавический Ребе - уделял особое внимание заповеди о мезузе и, отвечая на многочисленные письма с просьбой о благословении в личных проблемах и делах, просил обязательно проверить наличие и пригодность "мезузот" в доме.
Еврейские мудрецы о мезузе

Вавилонский талмуд, трактат Шаббат, 23б
Сказал Рав Уна: «Ответственно отнесшийся к исполнению заповеди о мезузе удостоится красивого жилища».

Вавилонский талмуд, трактат Санъэдрин, 113а
Сказал Рабби Элиэзер: «Город, в котором хотя бы на одном дверном косяке есть мезуза, никогда не будет развращен идолопоклонством и не будет уничтожен за это».

Зоар, гл. Пинхас
«Мезуза отводит нечистые силы от еврейского дома».

Зоар хадаш, мегилат Рут
«Даже в час, когда ангелу-разрушителю дано право приносить вред людям, приближаясь к дому евреев, он поднимает взор и видит пред собой имя Бога — Шадай — на мезузе, и подчиняется сказанному в Торе: “И не даст [Бог] вредителю войти в ваши дома для разрушения”»

Рамбам, Законы мезузы, часть 6
Должен человек помнить о мезузе, - обязательна она в любое время и для всех. И каждый раз, когда он входит или выходит, да прикоснется в присутствии Всевышнего к Имени Пресвятого, Благословен Он, и вспомнит о Его любви. И вспомнит он о Его учении и о бренности земного. И поймет, что ничто не вечно, кроме Превечного. И опомнится он, и пойдет по праведному пути".

Рамбам, Законы о тфилин
«Сказали мудрецы древности: ”Каждый, кто крепит тфилин на голову и на руку, цицит — на край одежды и мезузу — в дверном проеме, находится в поле безгрешности. Ибо имеет такой человек множество напоминаний [о заповедях], и напоминания эти — ангелы, хранящие его от греха, о которых сказано ”Располагается ангел Бога вокруг трепещущих пред Ним и спасает их“».

Раби Моше Альшейх
"И у входа в комнату, которая заключена внутри другой комнаты, нужно прикреплять мезузу. Ведь даже когда человек находится в глубоких внутренних покоях и скрыт от взора людей, он должен помнить, что око Всевышнего видит все и там".

Дон Ицхак Абарбанель
"Есть врата и мезузы, которые принадлежат одному человеку, они - часть его дома. Однако есть врата и мезузы, принадлежащие всему еврейскому народу, - это врата Эрец Исраэль. Благодаря мезузе мы вспоминаем Святую землю, родину народа Израиля".

Рабби Моше-Хаим Луцатто (РАМХАЛь)
"…Все буквы, которые мы видим в Торе, - суть проявления 22-х потоков божественного света (орот), находящихся в высших мирах. Эти трансцендентные потоки божественного света передают свой "свет" буквам, откуда и берётся святость самой Торы, святость свитка Торы, тфилин, мезуз и всех священных писаний. И соразмерно святости, в которой они пишутся, возрастает влияние и энергия потоков божественного света на сами буквы. Поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, полностью некошерен, ибо высший свет через него не проникает, как должно, передавая святость народу посредством его чтения…".
Вот все пытаемся с Руахом прибить мне мезузу, но как то пока не выходит, на следующей неделе точно. Надеюсь что обязательно прибьем в итоге.Но тут же родилась и темка. Предлагаю обсудить здесь тему мезузы, ее функция, где первый раз упоминается, какие есть виды, что там за текст, какую она несет каббалистическую функцию. Защищает ли она только еврея или же нет?

Кроме отрывка из "Шма" мезуза содержит также отрывок из Дварим, 11:13-20. Широко распространен обычай писать красивыми буквами на футляре, содержащем мезузу, имя Всевышнего "Шадай".
[Пятикнижие и Ѓафтарот: Ваэтханан, С. 106. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, С. 3493 (ср. Дварим, С. 1109)].
Пусть останутся обе темы, здесь можно будет задавать вопросы по законам прикрепления мезузы, ее содержанию и пр. в том же ключе. В теме "Сила Буквы" будем обсуждать каббалистические вопросы.

Кстати, Bludazt, то, что Ваша новая квартира съемная не препятствует прикреплению мезузот на косяках ее дверей. Но при съезде ты должен снять их, чтобы гойим не осквернили. Более того, не следует приглашать в свою квартиру людей, которые увидив мезузу могут плохо о ней отозваться - посмеяться или иным образом осквернить. В этом случае, порча падет как на них, так и на тебя.

Кашеровать мезузу следует раз в три года.

Мезуза - клаф, обладающий святостью, вместе с Сефер Тора и тфилин: отношение соответствующее.
Что значит кошеровать мезузу?
В данном контексте это значит, отдать свою мезузу на проверку сойферу или равину, чтобы установили - кошерная она или нет. Ведь за 3 года могла отойти краска, испортиться пергамент и пр., что делает мезузу некошерной.

Если мезуза испорчена, но подлежит исправлению, ее исправят и вернут, если исправить невозможно и мезуза стала псула, то есть непригодная, то ее не вернут, а похоронят на еврейском кладбище.
А понял точно, так же делают с тфилином.
Также и с тфилин, раз в три года коробочки вскрываются и клафы проверяется сойфером или равином.

Эту историю все знают, просто хочу напомнить. Также известна и другая история из гемары, как тот же Рабейну аКадош подарил мезузу нееврею, которого преследовали шедим. Шедим убежали, когда нееврей получил мезузу.

Согласно законам о мезузе (начиная с места в Торе), заповедь имеет отношение, разумеется, только к евреям. Гой не должен прикреплять мезузу, так как само прикрепление им - это уже осквернение ее, так как гой делает это не в исполнение заповеди, а в корыстных интересах (прочитал, наверное, что она защищает от малах амавэт и пр.).

В некоторых случаям мезузу можно дарить нееврею, если есть побуждение свыше и уверенность в том, что он будет к ней относиться подобающим образом. Однако, это может быть верно только в случае, если этот нееврей – гер (до гиюра), так как гой никогда подобающим образом отнестись к мезузе не сможет. Но я не даю совет универсальный, так как сразу возникнет вопрос – где у такого гера написано, что он гер? И главное – как это прочитать?

Но есть некоторые аспекты. Главный: гер (предполагаемый) не должен думать, что мезуза будет его охранять, он должен думать, что собирается исполнить заповедь Всевышнего. Когда пишут мезузот, сойфер говорит: "ради заповеди", когда он говорит это, он открывает ворота между мезузой и заповедью, то есть у мезузы есть сила дающая человеку возможность выполнить заповедь.

Еще раз повторю, что все вышесказанное не должно быть воспринято как рекомендация, что мезузу можно дарить гою и что мезуза может быть прикреплена гоем.
Когда Великие Учителя, в ОТДЕЛЬНЫХ случаях дарили мезузу нееврею - это был особый духовный акт и, который, в то же время, имел прикладную задачу. Это как раз то исключение, которое подтверждает правило.
Возвращаясь к мезузе. Могу сказать, что касается hалахических положений - то для категорического следования им нет необходимости заниматься каббалой. Каббала дает возможность найти подход к данному конкретному, уникальному случаю, к своей душе (или душе ближнего); hалаха же дает нам возможность совершить как можно меньше ошибок. Для каждого свой путь.

Но, раз уж эта тема посвящена Традиции, то здесь мы дарить мезузу нееврею не будем. Будем дарить ее в раздее "Сила Буквы".