Лилит

Лилит
Йешайаhу 35:1-17

(1) Приблизьтесь, народы, чтоб услышать, и племена, внимайте! Услышит земля и все, чем полна она, вселенная и все, что производит она, (2) Ибо гнев Г-спода – на всех народах, и ярость – на всем воинстве их. Он истребил их, отдал их на заклание. (3) И убитые их разбросаны будут, и от трупов их поднимется смрад, и горы растают от крови их. (4) И истлеет все воинство небесное, и свернутся, как свиток книжный, небеса, и все воинство их поблекнет, как блекнет лист с виноградной лозы и как увядший (лист) со смоковницы; (5) Ибо упился меч Мой на небесах, вот, на Эдом спускается и на народ, обреченный Мною, – для суда. (6) Меч Г-спода полон крови, тучнеет от тука, от крови баранов и козлов, от тука с почек баранов, ибо резня у Г-спода в Боцре и заклание великое в земле Эдома. (7) И падут с ними дикие быки, и быки с могучими волами, и упьется земля их кровью, и прах их потучнеет от тука. (8) Ибо день мщения у Г-спода, год платы за ссору с Цийоном. (9) И превратятся потоки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его смолой горящей. (10) Ночью и днем не потухнет, вечно восходить будет дым ее; из рода в род пустой будет, во веки веков никто не пройдет по ней. (11) И завладеют ею пеликан и еж, и филин и ворон поселятся в ней, и Он прострет по ней шнур опустошения и камни (отвес) разрушения. (12) И вельмож не будет у нее, чтобы провозгласить царство, и все князья ее будут ничто. (13) И порастут дворцы ее бедренцом; крапивой и чертополохом – крепости ее, и будет она жилищем шакалов, пристанищем для страусов. (14) И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе. (15) Там угнездится летучий змей, и положит яйца, и выведет, и высидит в тени своей; там-то соберутся коршуны один к другому. (16) Вопрошайте книгу Г-сподню и читайте: ни один из них не отсутствует, не искали один другого; ибо уста Мои – они повелели, и дуновение их – оно соберет их. (17) И бросил Он им жребий, и рука Его разделила им ее по шнуру: до века владеть будут ею, из рода в род обитать будут в ней.
«Ибо до Евы была Лилит». Интересно, что имя Лилит упомянается в ТаНаХе только в приведенном мной выше отрывке. Я исследовал весь ТаНаХ на эту тему и не нашел больше ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и ряде других источников каббалистического толка.

В Талмуде Лилит изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли.

Много злых духов происходит от Адама, говорят раввинские писатели: когда первый человек был изгнан из земного рая, он сперва отказывался приблизиться к Хаве, дабы не давать жизни существам, проклятым Богом. Два злых духа женского пола явились тогда ему и зачали от него. В течение ста тридцати лет одна из этих женщин демонов, по имени Лилит, произвела от Адама на свет демонов, злых духов и ночных призраков. Но Лилит погрешила против Адама, и Бог осудил ее видеть каждый день гибель ста ее детей; горе ее было столь велико, что с тех пор она, в сопровождении четырехсот восьмидесяти злых духов, не перестает носиться по свету, оглашая воздух ревом.

В то время, как Адам вел себя столь легкомысленным образом, поведение Хаве было не лучше: она была любовницей злых духов мужского пола, породивших ей подобное же потомство. С того времени много мужчин и женщин совокуплялось со злыми духами. Поэтому нечего удивляться, что количество этих последних очень велико, тем более, что они размножаются также и между собою и оно было бы еще больше, если бы эти злые духи не были так склонны к пьянству и обжорству, следствием чего является гибель многих из них от расстройства желудка. Соломон, бывший великим чародеем, хорошо знал эти их особенности, и сверх своих семисот жен и трехсот наложниц, избрал себе четырех жен из злых духов женского пола. Одной из них была эта Лилит, бывшая уже женой Адама, и ведшая с тех пор столь шумный образ жизни. Другая танцевала безостановочно и имела свиту из 479 злых духов, подражавших всем ее кривляньям. Но она не могла быть сравнима с третьей избранницей Соломона, которая была женой могущественного духа Саммаеля, и, в честь ее адского супруга, ее сопровождали 180.000 самых злейших духов.
Основными источниками, дающими сведения о Лилит являются Талмуд и Зоар. В Талмуде о Лилит говорится достаточно много, но информация эта не собрана в одном месте, а подается вразнобой. Но в целом картина предстает достаточно ясно. Лилит на крыльях ночи улетела прочь из Едема, но над Красным морем ее нагнали посланные за ней три ангела - Санви, Саванси, Семангелоф, и потребовали от нее вернуться назад. Лилит отказалась и заявила, что видит свое призвание в том, чтобы вредить роженицам и младенцам. Ангелы отпустили ее, взяв с нее клятву не входить в дом, где будут находиться они или начертания их имен.

Далее в Талмуде Лилит описывается как жена верховного демона Самаэля (Асмоди) и вместе с ним является повелительницей мира демонов, являясь матерью многих из них. Книга Зоар описывает ее как: змею, жену-блудницу, конец всякой плоти, конец дней.

В дополнение вот интересная статья.

И еще вот тут!.
Обычно, Лилит часто представляют в паре с Наэмой (נהמה), демоницей разврата. Могу предположить, что второй была именно она. Часто Наэму даже сливают с Лилит воедино.
Лилит имела право выбора и на то указывает история ее общения с тремя ангелами. Творец не приказывал ей, но давал возможность самой решать. Равно, как такая возможность дается и Адаму, так как он имеет право выбирать, в отличие от других созданий Бога, которые должны слушать и подчиняться приказам Его или Адама. Вероятно, что Лилит была создана вместе с Адамом, на что указывает рад источников. "И сотворил (ויברא) Всесильный (אלהים) Человека по образу Своему, по образу Всесильного (אלהים) сотворил его, мужчину и женщину сотворил их" (Берешит 1:27). Далее читаем: "И образовал (וייצר) Бог Всесильный (יהוה אלהים) Человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни" (Берешит 2:7). Видно, что, во-первых, механизмы творения различаются "сотворил" и "образовал" (У Йешайау 45:7 читаем: יוצר אור ובורא חשך - образую Свет и творю Тьму, это значит, что Свету лишь придается "образ", а Тьма твориться изначально), во-вторых - используются разные Именя Бога в этих двух случаях. Вывод - было сотворено определенно два Адама. Для высшего уровня и для низшего. Причем Высший - определенно имел два пола.

Хава была отделена от Низшего Адама, причем есть потрясающие слова: "И сказал человек: "На этот раз - это кость от кости моей, и плоть от плоти моей; она наречена будет женой, ибо от мужа взята она" (Берешит 2:23). То есть вывод: это был не первый эксперимент с поиском Адаму помощника, достойного его. А до Хавы мы знаем лишь одну женщину - это элемент Высшего Адама. Что это за элемент? Попробуем составить имя Лилит (לילית) из стиха (Берешит 1:27). Для этого выпишем все буквы имени Лилит в той последовательности, в которой они находятся в стихе, получим: יליתלללית

Это - Две Лилит без "йуд". Остается задуматься.
Продолжаем анализировать стих Берешит 1:27.

С двойной Лилит мы выяснили, а слово Адам так же повторяется два раза, первый как Адам (אדם), второй раз как Атэм, что значит "их" (אתם). То есть в этом первом творении Адама уже лежит потенциал для второго творения Адама. (Буквы далет и тав (посередине) взаимозаменяемы, так как произносятся одинакого, в одной части рта и равны по малым гематриям).

Если уменьшить стих методом нотарикона, то получим набор букв: ואאבבאבאזובא. Числовое значение этих букв в сумме равно 32, ибо сказано, что 32 путями распространяется мудрость. То есть творение было абсолютным и совершенным и в нем весь мир, так как 32 есть לב, сердце - начало и конец мира. Поэтому именно этот Адам "видел мир от края до края".

Плюс к этому, гематрия слова Адам равна 45, в то время, как гематрия Лилит равна 480. Если к слову Адам прибывить по единице за каждую букву имени, мы получим как раз 48, то есть найдем явное сходство Адама и Лилит. Именно поэтому они "поссорились", они просто были практически одинаковы.
Сказал Раба бар бар Хана:

Я сам видел, как Ѓормин, сын Лилит мчался (по воздуху) вдоль верхнего края стены, окружающей город Мехоз. И какой-то наездник мчался на животном внизу (вдоль подножия этой стены) и не мог нагнать (Ѓормина).

Однажды оседлали для него (Ѓормина) двух мулов, и они стояли, один - на одном, другой - на другом, мостах через реку Роганг. И прыгал Ѓормин с одного мула - на другого, держа при этом в руках два бокала с вином. Он переливал вино из бокала в бокал, и ни одна капля вина не пролилась на землю.

В тот день разыгралась такая буря, что те, кто плыл по морю, поднялись до Небес и опустились в бездны - как сказано в книге Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 107, ст. 26).

Пока не узнали (об этом) во Дворце Царя и не убили его (Ѓормина).

(Трактат Бава Батра, 74).