Лашон ара

Злословие
Злословие (лашон ара).

"Кто тот человек, жаждущий жизни (хафец хаим), любящий дни, чтобы увидеть хорошее? Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана" (Теhилим 34:13-14).

Злой язык - источник многих социальных болезней и духовных недугов, разъедающих душу человека и общества. Существует 31 запрет Торы только на злословие.

В книге «Хафец Хаим» рабби Исраэля Меира Акоэна из Радина говорится о злословии.
Рабби Исраэль Меир говорит о том, что злословие не оправдывает себя ни в одной ситуации, а также злословие не имеет меры – то есть, одинаково плохо: зло пошутить на человеком (пусть он даже этого не слышит и никогда об этом не узнает) и нагрубить человеку в лицо. Злословить нельзя против умных и глупых, живых и мертвых, далеких и близких – запрещено злословить против всего и вся.

Также запрещено слушать лашон ара, даже если вас это нисколько не коробит, и вы не намерены доверять услышанному. Более того, человека, пытающегося при вас говорить лашон ара следует остановить, успокоить, а, если не удается – уйти.

Но все это весьма красиво и хорошо, но возникает куча подводных камней. Например, в том же труде сказано, что порой необходимо упрекнуть говорящего лашон ара, причем упрекнуть так, чтобы упрек ваш сам не стал лашон-ара. А молчать тоже нельзя, так как молчание – знак согласия (старинная еврейская пословица) и значит молчание – это тоже лашон ара. Практически осуществить это весьма маловероятно.

«Трех человек убивает лашон ара: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят» – из книги по еврейской этике.
Хафец Хаим утверждает, что слушая лашон ара, человек может поверить сказанному, пусть даже в малой степени принять к сведению. Однако, факт принять можно, но нельзя принимать негативного смысла факта, то есть, истрактовать факт таким образом, чтобы оправдать того, на кого изливается негатив лашон ара.
Например, мы слышим: "Наш новый сотрудник - дурак". Это не факт и мы не должны этому верить. Далее мы слышим: "Наш новый сотрудник редкий злодей, он побил Мариванну табуреткой". Что побил - это факт, но в мыслях мы не должны относиться к ситуации предвзято.
Необходимо дать понять произносящему злословие, что он лишен слушателей. Это будет своего рода немым укором говорящему лашон ара.