Кавана

Кавана
Каванот для пепла.

Этот ритуал представляет собой важный тиккун, связанный с силой ткани и пепла. Пепел используется в случаях, когда необходимо достичь прощения Всевышнего. Для этого ПОЛНОСТЬЮ сжигают немного бумаги или чистой несинтетической растительной ткани (лен, хлопок). Берут полученный пепел и помещают его себе на голову, под кипу. Для тех, кто одевает тфиллин - на места, где помещают тфиллин. После произносят:

לשום לאבלי ציון פאר תחת אפר

Далее медитируйте, избавляясь мысленно от всех сил нечистоты, раскаиваясь в содеянном, в том, что вы погрузили себя в силы нечистоты.
Семь каванот для чтения с вашим ребенком при приеме ванной. Используется для маленьких детей, которые нуждаются в помощи родителей при приеме ванной.

1. הינני. Инэни! Вот я.

Подведите вашего ребенка к зеркалу, сделайте глубокий вдох и произнесите кавану "1": «Инэни, вот я».

2. בצלם אלהים. Бэцэлем Элоим! Сделан по образу и подобию Бога.

Приготовьте вашего ребенка к процедуре омовения в ванной, снимите с него все украшения и заколки для волос, его тело должно быть в полном доступе для воды. Также следует удалить лак с ногтей и трудносмываемую косметику. Если на теле есть татуировки - использовать каванот ЗАПРЕЩЕНО!

3. נקבים נקבים. Нэкавим, нэкавим! Создан Творцом с особым умыслом.

Завершите последние приготовления для принятия ванной.

4. אלהי נשמה שנתת בי טהורה היא. Элоай нэшама шенатата би теора и! Дух во мне чист.

Помойте вашему ребенку тщательно тело, включая волосы, складочки между пальцами и гениталии.

5. כל הנשמה תהלל יה. Коль анэшама т’алель йа! Дыхание всех живых хвалит Господа.

Расчешите ребенку влажные волосы, чтобы они не оставались спутанными. Почистите ему уши, нос, зубы и прополощите рот.

6. תקון עולם. Тиккун олам! Мы можем построить наш мир чистым и добрым.

Обмойте ему дополнительно пальцы ног и рук.

7. מקדש ישראל והזמנים. М’кадэш Йисраэль вэазманим. Бог делает нас и святыми и события вокруг нас святыми.

Закутайте вашего ребенка в полотенце и снова поднесите к зеркалу. Улыбнитесь.

Теперь тело, разум и душа ребенка очищены.

Выделенное жирным необходимо произносить на иврите и родном языке, после выполнять предписания ниже..
Shantall, в этом разделе размещены две каваны. Одна - на пепел, вторая - для омовения. Не путай.

לשום לאבלי ציון פאר תחת אפר произносится как: лешом леавли цийон пээр тахат афэр.

Купаться можно как самому, так и купать сына/дочь, используя те же каванот.

Лак, татуировки, украшения и пр. должны отсутствовать, так как в момент этого омовения из тела удаляются силы нечистоты. Тату препятствует этому, таким образом, силы нечистоты, стремясь удержаться в теле, будут "прятаться" за татуировкой, что может вызвать органические поражения тканей в области, где нанесено тату.

К зеркалу подходим два раза - в начале и в конце омовения. Зеркало отражает вас. Подходя к нему, вы сначала утверждаете, что работа начата, а после - отчитываетесь перед собой о выполнении. Любые произнесенные слова должны иметь под собой действие. Говоря: "вот я", вы должны видеть себя, подтверждая слова. То же касается и последней фразы.
Поднимем вверх очень сильную тему.

Я имею один сидур, которым пользовался последний великий каббалист нашего времени рав Ицхак Кадури. Это сидур Шалома Шараби с каванот - медитационными формулами, которы используются для того, чтобы "включить" силу слова, которое произносишь. Причем слово включается на максимум при правильном использовании каванот и обретает огромную силу.

Пока я просто буду переводить понемногу сидур Шараби будем обсуждать, какие изменения во Вселенной происходят с произнесением того или иного слова тфилы.

Для начала!

Четыре буквы Имени АВА”Я, благословен Он, содержат все десять сфирот соответственно их сущностному разделению на пять парцуфим. Так, кончик буквы Юд – это Арих Анпин (Кетер), в то время как ее основное тело – это Аба (Хохма). Первая Хей – это Има (Бина), Вав – это Зеир Анпин (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Од, Есод), а последняя Хей – Нуква Зэир Анпин (Малхут).

Но также, полнота и совершенство букв зависит от музыкальных знаков, огласовок и корон, которые объединены с ними. Каждый из них вносит свой вклад собственным надлежащим образом в полное и завершенное исполнение намеченного эффекта или действия. Для начала вот соотношения для огласовок (некудот).

Кэтэр – камэц (אָ)
Хохма – патах (אַ)
Бина – цэйрэ (אֵ)
Хэсэд – сэголь (אֶ)
Гвура – шва (אְ)
Тиферет – холэм (אֺ)
Нэцах – хирек (אִ)
Од – киббуц (אוּ)
Йесод – шурук (אֻ)
Мальхут – нет огласовки..
Для продолжения изучения, вам понадобится сидур, тот самый Сидур Каванот Сфирот Аомер рабби Шалома Шараби. Кому надо и у кого нет - могу выслать электронную версию.

Сидур с каванот необходим для того, чтобы созерцать буквосочетания. Запоминать их очень не рекомендую, так как при практическом использовании малейшая ошибка в порядке следования священных имен может привести к серьезной болезни. Так что лучше созерцать то, что написано.

Для начала возмем достаточно сильный и универсальный стих - начало практически всех брахот: "Барух ата Адонай Элоэйну Мелех аолям" - благословен Господь Бог наш Царь Мира. Для этого откроем сидур на странице ג и видим там.
Кавана 1

В книге "Шаарей Руах аКодэш" р. Хаим Виталь пишет, что по понедельникам и четвергам мы должны медитировать над миром Йецира, используя Имя Эль Шаддай (אל שדי). Также мы должны медитировать над 42-х буквенным Именем, так как имя это пребывает в Йецира. Это имя составлено из семи частей и медитировать надо над каждой из семи этих частей и сквозь них. При этом происходит построение вашего Нефеш дэ Асия до Йецира.

Итак, семь частей этих есть и разделим их также по дням недели на радость ygrex:

אבג יתץ - воскресенье
קרע שטן - понедельник
נגד יכש - вторник
בטר צתג - среда
חקב טנע - четверг
יגל פזק - пятница
שקו צית - суббота

По понедельникам размышляйте о второй группе (קרע שטן), и должны эти буквы господствовать над другими. В это время возвыситесь через эти письмена.

По четвергам размышляйте о пятой группе (חקב טנע) и эти письмена должны господствовать над остальными.

И тогда необходимо соединить группу (над которой вы медитируете) с последней группой (שקו צית). Это Имя принадлежит Шаббат и ваша кавана в медитации должна состоять в том, чтобы достичь уровня освещения Имени, подобного уровню освящения в Шаббат.

По понедельникам вы должны смешать Имя קרע שטן с Именем שקו צית таким образом:

קשרקעושצטינת

По четвергам вы должны смешать Имя חקב טנע с Именем שקו צית таким образом:

חשקקבוטצניעת

И когда вы делаете это, то позволяете Имени какого либо дня получить освящение Имени, связанному с Шаббат.
Кавана 2

Эта кавана является также медитацией, способной достроить наш Нефеш дэ Асия до мира Йецира.

Созерцайте тайну крыльев. Сквозь крылья человек может лететь и возвыситься к высотам. Птица не может лететь без своих крыльев. Крылья птицы – это метафорически руки человека. Есть пять хасадим. Они ограничивают пять направлений тела, которые параллельны пяти сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и Йесод.

В руках и в третьей часто торса эти хасадим ограничены. В нижней части тела они обнаружены. По этой причине человек летит с помощью рук, что есть крылья, а не ног. Хасадим в руках ограничены и не могут распространиться или уйти. Но они осуществляют последовательные движения и колеблются, чтобы уйти. И это заставляет дрожать руки.

Есть родоначальница этих хасадим, и это – Даат, и она их источник. Хасадим, разливающиеся в теле, произведены тем, что находится в Даат. Хасадим, пропитывающие тело, пытаются стремятся лететь вверх, но не могут они уйти, ибо ограничены, и увлекают они человека за собой. По этой причине крылья есть параллели рук.

Это – кавана, о которой мы должны размышлять. И помните, что каждое восхождение осуществляется посредством 42-х буквенного Имени.

Размышляйте о вашей правой руке (Хесед). Созерцайте, что ОН есть Имя אבג יתץ. Размышляйте затем о вашей правой руке (Гвура). Созерцайте, что ОН есть Имя קרע שטן. Затем размышляйте о верхней части вашего торса, о том месте, где скрыты страсти – хасадим. Созерцайте, что ОН есть Имя נגד יכש.

Сквозь эти три Имени, хасадим, которые являются руками и верхней частью торса, улетают к своему корню, который есть Даат. Когда они (хасадим) возвышаются, они уносят с собой также и человека и вводят его в мир Йецира. И тогда станете вы подобны птице, летящей в воздухе. И если желаете вы усилить вашу власть Света, то медитируйте над тем, как вы спускаетесь по хасадим в парцуф Зер Анпин с целью Союза. Посредством этого, вы усилите хасадим. И это заставит вас лететь с большей силой и возвыситься из мира Асия до мира Йецира.
"За два поколения до нашего времени раввин Элье Мунк констатировал в предисловии к своей ставшей классической книге "Мир молитв":

"Наш мир утерял дар умения молиться. Только отдельные личности в состоянии еще освободить свои души от мучительного пессимизма современности, от угнетающего и давящего груза каждодневных забот, от рокового пути рационалистического и материалистического мышления и с глубочайшей страстью молить Творца о придании смысла и содержания своему бытию. Большой части нашего народа молитва не может больше ничего сказать. Молящиеся не увлечены сегодня ни утешительной и очистительной силой молитвы, ни ее возвышающим и облагораживающим действием, ибо молитва стала жертвой нашей далекой от Бога культуры и превратилась в привычное, пустое действо. Но, тем не менее, именно наше время, более чем все предыдущие времена, благоприятно для того, чтобы заново учиться молитве".

И, действительно, в наши дни то тут, то там можно видеть евреев, которые стремятся, как можно больше узнать о религии своих предков и войти в мир молитвы.

Чему следует, прежде всего, обучить начинающего? На вопрос этот не так легко ответить, ибо в каждом конкретном случае следует учитывать особые, присущие этому случаю обстоятельства. Представляется, что чрезвычайно важно, прежде всего, четко определить термины и понятия. Решающее значение для молитвы (на иврите: Тефилла) имеет сосредоточенность и благоговение (на иврите: Кавана).

Раввин Хаим Галеви Донин поясняет в своей в высшей степени интересной для прочтения книге "Еврейская молитва сегодня":

"Просто читать тексты молитвенника далеко не означает - молиться. Молитвенник можно просто читать, как читают любую другую книгу с тем, чтобы ознакомиться с содержанием ее текстов или насладиться красотой ее поэтического языка. Но такое чтение - вовсе не есть молитва. Для превращения чтения в молитву необходимо, по крайней мере, ощущение присутствия Всевышнего и стремление к исполнению Его Заповедей. Талмуд учит:

"Кто молится, должен устремить сердце свое к небу" (Брахот 31а).

Это - самая низкая ступень Каваны при молитве. Без нее вообще нет молитвы. Кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о ее глубинном смысле".

Естественно и, само собой разумеется, что тот, кто изучает комментарии к молитвеннику, тот будет лучше понимать смысл молитвенных текстов.

Для того чтобы обладать Каваной, следует придерживаться определенных правил. Раввин С. Р. Гирш реферирует в своем произведении "Хорев" предписания из свода еврейских законов - "Шулхан Аруха":

"Прежде, чем ты начнешь молиться, соберись и направь свои мысли, дух, душу и сердце к Богу; когда же завершил молитву, помедли и соберись вновь прежде, чем ты опять окунешься в деловую жизнь, с тем, чтобы ты не чувствовал себя освободившимся от некоего груза. Собери и сохрани все приобретенное в молитве и войди в жизнь усилившимся, очищенным и просветленным. Становись на молитву со страхом Божьим и c глубочайшим смирением, и пусть не шутки, легкомыслие и пустая болтовня определяют твое настроение. Не приступай к молитве, находясь в заботах и печали. Молись в светлом, приподнятом настроении, вытекающим из Торы и предопределяемым Торой (Орах Хаим 93 ).1 Откажись от всего чужеродного, что может разрушить твое благоговение и твою сосредоточенность. И потому не держи в руках ничего, кроме молитвенника (Орах Хаим 96) И, когда ты молишься, открой все свои чувства и направь их на содержание молитвенника с тем, чтобы ты овладел смыслом текста и он стал для тебя истинной молитвой, направленной на очищение и просветление души и сердца. Помни: ты стоишь непосредственно пред Всевышним; удаляй все чужеродные, мешающие мысли пока дух и душа не очистятся и станут полностью открытыми для молитвы" (Параграф 690).

Никто не утверждает, что молиться с Каваной просто. Наоборот наши мудрецы многократно подчеркивали, что чрезвычайно трудно сохранять в себе Кавану во время всего Богослужения. В связи с этим они выделили отдельные места молитв, которым мы должны уделить особое внимание. Некоторые из таких пассажей, а они перечислены раввином Гиршем в вышеупомянутом произведении, хорошо знакомы каждому, кто регулярно принимает участие в синагогальном Богослужении, благодаря своим особенностям. Так, например, прикрытие глаз рукой при произнесении начальных слов молитвы "Шма Исраель" направлено на усиление и сохранение Каваны при провозглашении основного принципа иудаизма. Некоторые же места молитв, несмотря на то, что они также выделены составителями молитвенников как требующие особого вдохновения, менее известны молящимся. Примером такого пассажа может послужить строка молитвы "Ашрей": "Открываешь руку твою и насыщаешь всякого живущего благоволением" (Тегиллим 145, 16).

Целый ряд проблем и вопросов, относящихся к Каване при молитве, требуют специального рассмотрения, они должны и могут быть рассмотрены в процессе систематических занятий по изучению Торы.
Раскроем понятие каваны.

Сказано в Талмуде: молящийся должен направить свои глаза вниз, а сердце вверх (Иевамот 105б).

Кавана - это направленность сердца, т. е. сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: "Молитва без каваны - это тело без дыхания".

Для правильной каваны молящийся должен почувствовать, что он находится перед Всевышним, и (в соответствии со своими возможностями) сосредоточиться на значении слов, которые он произносит.

Однако не следует отказываться от молитвы из-за того, что не чувствуешь достаточной каваны; ибо само молитвенное усилие помогает созданию необходимого настроя.
Великий каббалист нашего времени рав Ицхак Кадури использовал для своих молитв Сидур Каванот Сфирот аОмер. Этот трехтомник включал в себя молитвы и необходимые каванот к ним - медитационные образы, комбинации букв, созерцая которые и размышляя, медитирующий (молящийся) транслирует Свет источников-сфирот таким образом, как это закодировано в тфиле. Он оживляет произносимые им слова и наполняет молитву максимальной силой.

Перед тем, как привети пример, хочу процитировать важный абзац из сидура Шарей Тфила.

"…большую часть молитв (в частности, "Шма", "Амида", "Благословение после еды") разрешается читать не только на иврите, но и на любом другом языке, который молящийся понимает. Однако во всех поколениях евреи предпочитали молиться на иврите, даже если они в массе своей говорили на других языках (идиш, ладино, арабский и т.д.). Одна из причин этого состоит в том, что создать адекватный перевод еврейских молитв на другой язык невозможно, а заменять молитвы приблизительным переводом нежелательно. Другая причина заключается в том, что молитва на иврите служила в течение веков одним из важнейших факторов сохранения Святого языка. (Важность молитв для сохранения иврита подчеркивается у Маймонида.)

Поэтому перевод надо воспринимать лишь как временное подспорье для начинающих, которое помогает им разобраться в смысле молитвы, ее порядке и структуре; и надо стремиться к тому, чтобы постепенно осваивать молитвы на иврите".
Каванот аМиква от БеШТа из Сидура Алтэр Рэбэ.

Каванот аМиква, это каванот, над которыми необходимо размышлять, совершая ритуальное омовение.

Отвлекусь ненадолго и расскажу историю каббалиста Бааль Суляма (рабби Ашлага). Его Учитель, поняв, что уровень ученика соответствует познанию очередной совершенной тайны (сод), открыл ему тайну Миквы – ритуального омовения. «Это привело меня, — пишет рабби Ашлаг, — в такой экстаз (двейкут), который выразился в полном слиянии с Создателем и полном отрешении от реального мира в преддверии вечной жизни». Были и минусы, так как двейкут наполнил Бааль Суляма великой гордостью, от которой он некоторое время не мог избавить свой разум.

Каванот аМиква позволяют прикоснуться к сод Миквы.

Введение к каване необходимо прочитать, так как оно непосредственным образом связано с выполнением самой каваны.

Написано: «Охранять Шаббат по его законам и во всех частностях» – и намёк на это – (Тэилим 90:3) «тошэв энош ад дака» («доводишь человека до изнеможения»). В слове «ТоШэВ» те же буквы, что и в слове ШаБаТ, «Энош» – то есть овэд авода зара (тот, кто ведёт себя не по-еврейски) как Энош – прощают ему его грехи (если он тошэв – сделает тшуву, раскается – на то, что он был как Энош, тогда будет ад дака - простят ему, уничтожат его грехи). И должен человек подготовить себя к принятию в святости и чистоте дня субботнего, поэтому необходимо окунаться в воды миквы каждый эрэв шабат (вечер субботы). А перед этим он должен «разбить своё сердце», признать над собой власть Всевышнего, оставить свои грехи и проступки и опротиветь себе самому из-за множества грехов своих. И тогда он будет готов служить Богу в любви – חסד (Хесед) – и трепете – גבורה (Гвура) – чтобы мог Всевышний увенчать его венцом великолепия – תפארת (Тиферет) (и это имеется в виду в сказанном «вэзэу Исраэйл ашэр бэха этпаэр»). А затем вверить себя святости Его Святого Имени – и этим победит – נצח (Нэцах) – ситру ахару уверенностью в Творце, что вернёт отторгнутое. И надо прославлять – הוד (Од) – Его, что спас из «пучин морских», и тогда войдёт в правило «цадик יסוד (Йесод) олам». А этим возвеличит и подчеркнёт царствование – מלכות – Небесного Имени навеки из поколения в поколение.

И после всего этого зайдёт в микву, и продумает, будучи в микве, что Имя אדני и מלכות – это тайна דיבור (речи), а Имя hАВ-АЕ – это Зээр Анпин и тайна קול (голоса), а Имя אהיה – это тайна מחשבה (мысль). А מעשה (материально) в микве – крыша миквы – символ Имени אהיה, а четыре стороны миквы – символ четырёх букв Имени hАВ-АЕ (из Тикунэй Зоар: «бэйт дроин лэДаром, бэйт раглин лэЦафон» - Йуд (י) – восток, ангел Михаэйл, правая рука, река Прат; Эй (ה) – юг, ангел Гавриэйл, левая рука, река Гихон; Вав (ו) – запад, ангел Нуриэйл, равая нога, река Хидэкэл; Эй (ה) – север, ангел Рэфаэйл, левая нога, река Пишон), а пол миквы – символ Имени אדני. И три этих Имени в гиматрии ЯБоК (יבק, 112), что является аббревиатурой слов יחוד (Единство), ברכה (Благословение), קדושה (Святость). И устремит своё сердце попросить Всевышнего о том, что пришёл получить Святость и Чистоту своим мыслям, голосу и речи.

И если продумает всё вышеперечисленное – даже если семь раз упадёт цадик на землю – всё равно встанет. Даже если спустился на семь ступеней в нечистоту – излечит его Творец и заключит с ним новый союз, который не разрушится. И тогда осветит его душу духовный подъём КУМА (קומה) – слово, состоящее из тех же букв, что и МИКВА (מקוה). И скажет предложение «Миквэ Исраэйл аШэм мошио бээйт цара», и задумается над аббревиатурой первых четырёх слов – МИ ЯМ (ימ םי).