Гематрия

Гематрия
В настоящей теме будут исследоваться малоизвестные операции над словами и предложениями священных текстов. Будет сформулирован ряд теорем каббалы и даны, и апробированы неклассические методы исследования.

Урок Первый.

Обратная гематрия.

Известна многим операция вычисления гематрии слова или буквы, но есть и еще один сходный способ, используемый каббалистами – обратная гематрия. Вычисление обратной гематрии практически также просто, как и прямой, но берутся обратные числа. Примеры обратной гематрии букв:

א = 1/1 = 1
כ = 1/20 = 0,05
ק = 1/100 = 0,01
ש = 1/300 = 0,0033 и т. д.

Равно как и для обратной гематрии буквы, существует и обратная гематрия слова. Для ее расчета в числитель записывают число букв слова, а в знаменатель – прямую гематрию слова. Пример:

אברהם = 5/248 ≈ 0,2
יצחק = 4/208 ≈ 0,2
יעקב = 4/182 ≈ 0,2
אדם = 3/45 ≈ 0,6

Таким образом, получаем, что суммарная обратная гематрия имен Авраам, Ицхак и Йаков равна гематрии имени Адам, о чем напрямую говорится в Зоаре.

Длина слова.

Формулы вычисления длины слова состоит в следующем: из гематрии первой буквы вычитается гематрия второй, далее полученный результат складывают с результатом, полученным при вычитании гематрии третьей буквы из гематрии второй и так далее. Пример, длина имени Сара:

שרה = (300-200) + (200-5) = 295

Базисное слово.

Метод построения базисного слова весьма прост. Если мы имеем слово или отрывок, то построение базисного слова связано с тем, что мы убираем каждую повторяющуюся букву отрывка или слова. Получившийся фрагмент и есть базисное слово:

Отрывок: בראשית, ברא אלהים, את השמים, ואת הארץ

Выделим красным повторяющиеся буквы:

בראשית, ברא אלהים, את השמים, ואת הארץ

Уберем повторяющиеся буквы, получим базовое слово:

בראשיתלהמוצ.
Урок Второй.

Двухбуквенные слова.

Каждое слово может быть сведено к двухбуквенному через простую операцию. В слове находят букву с наименьшей и наибольшей гематрией – эти буквы и составляют двухбуквенное слово. Порядок следования – так же как и в слове. Приоритет одинаковых букв определяется по приоритету первенства возникновения их в слове. Пример:

ועשו לי מקדש ושכנתי בתוכם
(И построят Мне Храм и Я буду обитать среди них).

Соответствующие двухбуквенные комбинации примут вид:

וש לי דש ות בת

Таблица Авраама Авину.

Сказано: «… каждое речение исходит из таблицы Авраама Авину». Речь идет о представлении каждого слова парой букв и поиск соответствующей комбинации в таблице. Возьмем полученные в прошлой теме комбинации для стиха עשו לי מקדש ושכנתי בתוכם и начертим ломаную линию (сделать самостоятельно). Полученный рисунок представляет собой ломаную линию: спуск означает разрушение Первого Храма, следующий подъем – построение Второго Храма, далее спад снова указывает на разрушение и подъем говорит нам о возникновении в будущем Третьего Храма.

Avinu.jpg

Несократимые и сократимые вектора.

В ориентации алефбета можно выделить два направления - возрастание и убывание гематрии буквы. Для простоты оценки введем двоичный код, который покажет нам положительное и отрицательное направления развития гематрии. Для возрастающей гематрии будем писать – «1», а для убывающей – «0». Таким образом, каждому слову будет соответствовать кодовый вектор:

אברהם
1011

אב - гематрия возрастает => 1
בר - гематрия возрастает => 1
רה - гематрия убывает => 0
הם - гематрия возрастает => 1*

  • Гематрии софитных букв рассматриваются как гематрии соответствующих им несофитных.

Полученные вектора слов можно сопоставлять и искать внутреннюю, глубинную связь между ними, но это не конец. Вектора можно привести к так называемым "несократимым векторам" убрав повторяющиеся подряд нули или единицы, сократив их до одного знака. Например, в полученным выше векторе повторяются две единицы и их можно сократить до одной. Получим несократимый вектор 101.
Урок Третий.

Ключевые слова.

В каждом стихе есть свои ключевые слова, через которые открывается смысл стиха. Как их найти?

1. Приводим каждое слово стиха к двухбуквенному коду.
2. Пишем вектор, соответствующий всей полученной комбинации двухбуквенных кодов.
3. Переводим вектор в несократимый вид (Вектор А).
4. Пишем несократимые вектора для каждого слова стиха (Вектора Б, В, Г… и т. д.).

Теперь сравним полученные вектора (Вектора Б, В, Г… и т. д.) с Вектором А. Если нашлись тождественные Вектору А вектора, то слова стиха, соответствующие этим векторам являются ключевыми в данном стихе.
Урок четвертый.

Наполнение буквы. Расширение-сжатие.

Наполнение буквы являются системы, состоящие из 2, 3 или 4 буквалфавита. Эти буквы наполнения входят в название буквы, для которой ищется наполнение. То есть, для гимель получаем наполнение: гимель-мем-ламед, для алеф наполнение: алеф-ламед пей и т. д. Каждое слово или буквосочетание побуквенно можно представить через наполнения букв, составляющих его или, наоборот, сжать слово или буквосочетание согласно наполнению. Например, слово Адам (אדם) можно записать как алефдалетмем: אלפדלתממ.

Таблица названий букв:

א Алеф (אלף)
ב Бейт (בית)
ג Гимель (גמל)
ד Далет (דלת)
ה hей (הא)
ו Вав (ואו)
ז Зайн (זין)
ח Хет (חית)
ט Тет (טית)
י Йод (יוד)
כ Каф (כף)
ל Ламед (למד)
מ Мем (מם)
נ Нун (נון)
ס Самех (סמך)
ע Айн (עין)
פ Пе (פה)
צ Цади (צדי)
ק Куф (קוף)
ר Рейш (ריש)
ש Шин (שין)
ת Тав (תו)

Операция расширения-сжатия слов осуществляется следующим образом. Буквы слова записываются в виде наполнений, далее последующие повторяющиеся буквы удаляются из слова подобно тому, как ищут базовые слова. Пример:

Адам (אדם) записываем как алефдалетмем: אלפדלתממ. Убираем повторяющиеся буквы: אלפדתמ. Полученное слово и есть преобразование расширения-сжатия.
Урок пятый.

Центр тяжести стиха.

Для каждого стиха возможно рассчитать центр тяжести - то место на которое "опирается" смысл стиха, определить слово или, в большинстве случаев пару слов на которых ложится максимальная смысловая нагрузки стиха. Итак, рассмотрим вычисление центра тяжести стиха на примере:

ארוממך יהוה כי דליתני ולא-שמחת איבי לי

«Превознесу Тебя, Господи, ибо ты возвысил меня и не доставил радости врагам моим.» (Теилим 30:2)

Вычислим вероятность каждого слова. Для этого поделим гематрию слова на гематрию всего стиха (гематрия стиха равна 1715):

ארוממך = 307/1715 = 0,179
יהוה = 26/1715 = 0,015
כי = 30/1715 = 0,017
דליתני = 504/1715 = 0,294
ולא = 37/1715 = 0,022
שמחת = 748/1715 = 0,436
איבי = 23/1715 = 0,013
לי = 40/1715 = 0,023

Таким образом слова по порядку следования в стихе задаются как случайные величины. Вычислим математическое ожидание стиха (m):

m = 1*0,179 + 2*0,015 + 3*0,017 + 4*0,294 + 5*0,022 + 6*0,436 + 7*0,013 + 8*0,023 = 4,437

Полученное число показывает, что центр тяжести стиха находится между 4-м и 5-м словами. Можно вычислить окрестности центра тяжести, но для начала ограничимся двумя словами, которыми, согласно нашим расчетам, являются слова דליתני и ולא – «возвысил меня» и «и не». То есть, в данном стихе центр тяжести падает на деяния Господа, на смысловые конструкции: «возвысил меня» и «не доставил радости врагам моим». Обратите внимание, что Давид поет «Превознесу», но центр тяжести стиха ложится не на действие Давида, а на действие Творца.
«Как король, желающий построить дворец, не делает этого беспорядочно, а сверяется с планами архитектора, так и Б-г смотрел в Тору и творил мир». Мидраше Брейшис Раба

1. Первичная гематрия.

Гематрия слова вычисляется сложением числовых соответсвий входящий в него букв:

алеф - 1
бет - 2
гимель - 3
далет - 4
hей - 5
вав - 6
зайн - 7
хет - 8
тет - 9
йуд - 10
каф - 20
ламед - 30
мем - 40
нун - 50
самех - 60
айн - 70
пей - 80
цаде - 90
коф - 100
рейш - 200
шин - 300
тав - 400
каф конечная - 500
мем конечная - 600
нун конечная - 700
пей конечная - 800
цаде конечная - 900

Пример: Дух (реш-вав-хет) = 200 + 6 + 8 = 214

2. Гематрия ктана и миспар катан.

Миспар катан - первичная гематрия без конечных нулей: 1 = 10 = 100.

Гематрия ктана образуется из первичной гематрии сложением всех чисел n-значного числа до (n-1)- и далее до однозначного числа.

Пример: Дух Божий (реш-вав-хет алеф-ламед-hей-йуд-мем конечная) = 200 + 6 + 8 + 1 + 30 + 5 + 10 + 600 = 214 + 646 = 860 = 14 = 5

3. Полная гематрия.

Сложение числовых значений названий всех букв из которых состоит слово.

Пример: Холод (коф-рейш). Названия букв - коф-вав-пей конечная + рейш-йуд-шин = 100 + 6 + 800 + 200 + 10 + 300 = 1416

Используя миспар катан можно получить также числа 21, 30, 120, … 696 … и др.

4. Взаимозаменяемость букв.

а) бет, вав, мем, пей
б) гимель, йуд, каф, коф
в) далет, тет, ламед, нун, тав
г) зайн, самех, шин, рейш, цаде

Пример: Слова «семь» (шин-бет-айн) и «изобилие» (шин-пей-айн) взаимосвязаны.

5. Перестановка букв в словах или предложенях.

В словах или предложениях буквы могут переставляться местами и компановаться в различном порядке.

Пример: Исраэль (йуд-шин-рейш-алеф-ламед). Можно переставить буквы и получить рейш-шин-йуд алеф-ламед - «бедняки Бога».

6. Атбаш.

Буквы взаимозаменяются:

алеф-тав, бет-шин и т. д.

7. Албам.

Буквы взаимозаменяются:

алеф-ламед, бет-мем и т. д.

8. Аяк Бахар.

Буквы взаимозаменяются согласно миспар катан:

алеф-йуд-коф, гимель-ламед-шин и т. д.

8. Колель.

Иногда к гематрии слова можно добавить единицу, как связь с высшим миром.

9. Добавления числа букв к гематрии.

К гематрии слова можно добавить число букв этого слова.

Пример: Дух (реш-вав-хет) = 200 + 6 + 8 = 214 (+3) = 217 (возникла связь с божественным началом, так как 217=10)

10. Развернутая гематрия.

В ивритском алфавите многие буквы сложные, то есть, состоят из нескольких более простых. Для справки читать ТАЙНЫ ЕВРЕЙСКОГО АЛФАВИТА

*Умножение, деление, сложение и вычитание
Разрешается производить любые элементарные математически операции с гематриями слов.

Пример: Исраэль (йуд-шин-рейш-алеф-ламед). Можно представить как произведение гематрий имен Бога. Гематрия слова «Исраэль» равна 546. Гематрия имени Йеhова (йуд-hей-вав-hей) равна 26, имени Эhейе (алеф-hей-йуд-hей) равна 21, их произведение равно 546!
Известно, что в ивритском алфавите, алефбэте 22 буквы и все эти буквы являются ключами к постижению тайн вселенной, поэтому число 22 является числом мудрости. Если записать число 22 на иврит, мы получим слово כב, что можно трактовать как «подобное бэт», а, как известно, буквой Бэт был сотворен мир, то есть число 22 как и Бэт включает в себя весь мир, что подтверждает сформулированный нами ранее постулат о «числе мудрости».

Буквы двадцать две и для каждой буквы существует своя гематрия. Если сложить гематрии всех букв иврита, мы получим число 1495 или в буквенном виде אתצה. Применив комбинированный метод тмуры и нотарикона, мы получим из этого числа фразу – «Ты – праведник» или «праведника», если рассматривать первые две буквы как предлог прямого дополнения. Причем в первом случае может быть как праведник мужчина, так и праведница. Это еще одно значение числа 22, как числа праведности в непосредственной связи с мудростью.
Вернемся к смысловой конструкции כב и переставим буквы. Получим следующее значение: буквы Бэт выступит в роли предлога «в», а каф мы трактуем как «ладонь», вместилище созидательных замыслов человека (и разрушительных в том числе). Это говорит нам следующее – человек не должен пассивным объектом, подчиняющимся обстоятельствам, но должен активно принимать участие в совершенствовании мира. Число 22 говорит нам о четкости, для оптимизации процесса созидания, о расчете каждого шага до мельчайших деталей. Что, однако, не запрещает нам принимать быстрые решения.
Число 22 складывается в число 4, букву далет, что значит «дверь». Но не следует забывать, что видишь ты не 4, а 22, то есть многое нужно сделать, чтобы подойти к Двери, к тем глубинам мудрости, к которым так стремится душа.
Число 22 является суммой чисел 3, 7 и 12. Сакральный смыл этих трех чисел всем знаком.
Десять вещей предуготовано было в канун Субботы, в сумерки: пасть земли (поглотившая Корея и его сообщников), устье колодца (по сказанию – следовавшего за израильтянами в пустыне), человеческий голос Валаамовой ослицы, радуга (появившаяся после прекращения потопа), манна, посох Моисея, шамир (червь, с помощью которого, по древнему сказанию, Соломон тесал гигантские камни при построении храма), письмена, стиль [стерженек] для письма, скрижали Завета.
По другому сказанию – также: злые духи, гробница Моисея, овен, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака, и первые щипцы (без которых не могли бы быть изготовлены другие щипцы).
Дано по: Х.Н. Бялик и И.Х. Равницкий, «Сефер ха-аггада».
Остался вопрос с нулем (0).
Сам по себе "0" ничего не обозначает, но наличие его (условно) обозначает присутствие события на определенном уровне.
Так если простые числа описывают события на уровне мира Асия, то десятки - на уровне Йецира, сотни - Брия и соответственно тысячи - Ацилут.
"0" сам по себе в каббале вообще ничего не значит. Просто ближайшее подходящее понятие - ничто. Если говорить о числе 20 как гематрии, то это можно рассматривать либо как букву КАФ в мире Асия, либо как БЕТ в мире Йецира, а дальше анализировать, учитывая в каком сочетании эта цифра - 20 исследуется.
У Глазерсона в книге "Музыка и Каббала" 7 нот соответствуют 7 сфирам.
Семь нижних сфирот определяют мидот - качества, т.е. "отвечают" за эмоции. Точно так же как в каббале каждой сфире соответствует определенный цвет.