БЕШТ

Исраэль Баал Шем Тов, более известный как БЕШТ (по первым буквам Баал Шем Тов), родился 18 элула 5458 года от сотворения мира (1698 г. по григорианскому календарю) в небольшом карпатском городке Окопе — через пятьдесят лет после начала «освободительной войны» Хмельницкого, практически уничтоживших еврейские общины Украины, Подолии, Волыни и Польши. На момент рождения БеШТа последствия той катастрофы ощущались весьма отчетливо, оставшиеся евреи пребывали в глубоком отчаянии, начался рост ассимиляции. И потому большую часть своей жизни Баал Шем Тов потратил на борьбу с духовными последствиями погромов.

Пятилетним малышом Баал Шем Тов осиротел. Его отец, благочестивый, праведный человек, завещал ему: «Сын мой, не бойся никого, кроме Бога. Люби каждого еврея всем своим сердцем и душой».
Опекаемый общиной, он получил обычное для еврейских мальчиков того времени образование. Ему нравилось проводить свободное время на лоне природы в окрестностях родного города, где благодаря красоте тех мест и чувствительности собственной души мог наслаждаться величием Мироздания.

Четырнадцатилетним подростком БЕШТ вступил в группу нистарим (досл. — сокрытые), в которую входили тайные мистики, последователи рабби Адама Баал Шема из Ропшиц. В соответствии со своей миссией, они странствовали от города к городу, общались с раввинами, учеными людьми, бедными рабочими и богатыми предпринимателями, поддерживая и даря надежду тем, кто пребывал в состоянии горестного пессимизма.
В этот период биографии БЕШТа в его распоряжении оказалось немало рукописей, ранее принадлежавших рабби Адаму Баал Шему и раскрывавших тайны каббалистического учения, которое он тогда подробно изучал.

На протяжении десяти лет, начиная с 5484 года от сотворения мира (1724 г. по григорианскому календарю) года, БЕШТ вел уединенный образ жизни, полностью посвятив себя интенсивному изучению Торы. Существует письменное свидетельство о том, что в это время он получал наставления от Ахии из Шило, древнееврейского пророка времен царя Давида. Душа пророка регулярно являлась БЕШТу и раскрывала перед ним тайны Торы.

Рабби Исраэль Баал Шем Тов скончался в 5520 (1760) году, в первый день праздника Шавуот (6 сивана) в возрасте шестидесяти двух лет. Он не оставил никаких письменных работ, но его учения и доктрины были записаны его учениками и опубликованы в их работах и собраниях сочинений.