Бар Мицва

Бар Мицва
“В пять лет начинают учить Писание, в десять – Мишну, тринадцать лет – это возраст соблюдения заповедей.” (Поучения отцов 5:21)

Бар мицва (сын заповедей) и бат мицва (дочь заповедей) – так называют мальчиков и девочек, когда они становятся взрослыми. Также называются церемонии перехода от детства к взрослой жизни.

ЕВРЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗРЕЛОСТИ

Разные люди достигают зрелости в разном возрасте. Существуют также разные виды зрелости: человек может быть физически взрослым, а эмоционально – нет, или наоборот. Еврейская традиция определяет зрелость как способность нести ответственность за свои поступки. По еврейскому закону у девочек это возраст двенадцати, а у мальчиков – тринадцати лет. В этом возрасте молодые люди – персонально и как члены общины - вступают в те отношения с Б-гом, которые называются заветом.

БАР МИЦВА

Тринадцатилетие мальчика – это повод для семейного торжества. В ближайший следующий за этой датой Шаббат в синагоге большинство мальчиков вызывают произнести благословение на Тору. Некоторые к этому дню учатся читать (соответствующим образом) часть или всю сидру (недельную главу) этого Шаббата. Это требует серьезной подготовки, и мальчики в течение многих недель учат текст, который они будут читать.

В некоторых синагогах мальчика допускают к чтению Торы только если он предварительно сдал экзамен. Необходимость сдать экзамен является дополнительным стимулом, и заставляет мальчиков серьезно работать, чтобы достичь требуемого уровня. Большинство раввинов также заботятся о том, чтобы у мальчика, готовящегося к бар мицве были тфиллин и чтобы он умел ими пользоваться.

В Шаббат, когда мальчика вызывают к чтению Торы, друзья и родственники приходят в синагогу, послушать его. Многие из них удостаиваются чести быть вызванными для произнесения благословения на части читаемой главы.

Когда мальчик окончил чтение, его отец произносит барух шепатарани. Это краткая благодарность Б-гу за то, что отцу удалось вырастить мальчика, и провозглашение того, что теперь мальчик сам отвечает за свои поступки. В своей проповеди раввин обычно поздравляет мальчика и произносит слова напутствия и ободрения. В некоторых синагогах мальчик сам провозглашает свое намерение принять на себя обязанности взрослого еврея. По окончании утренней молитвы устраивается небольшое празднование в зале синагоги.

В последние годы стали устраивать роскошные банкеты и приемы по поводу бар мицвы. Это во многом противоречит еврейской традиции, которая рассматривает это событие как важный религиозный момент, а не как повод для демонстрации великолепия. Празднование, по сути дела, второстепенно – мальчик становится бар мицвой и без него. В традиционных общинах устраивают семейный обед с родственниками и друзьями.. Мальчик произносит небольшую речь о каком-либо фрагменте из Торы. Раввины и другие руководители общины напутствуют мальчика и его родителей, желая им продолжать изучение и выполнение Торы. Главные подарки бар мицве – это еврейские книги.
Чтение Торы является непременной обязанностью еврея: чтение самостоятельное и чтение (скорей – слушание) публичное, которое происходит в синагоге в субботы, праздники, по понедельникам и четвергам. Община обязана организовывать публичное чтение Торы, однако проводится оно исключительно в миньяне (речь идет о чтении ритуальном, чтении свитка Торы; читать по книге можно без всяких ограничений).

А теперь о том, как «вычисляется недельная глава».

Нам с Вами этого делать не надо: «вычислили» до нас. При этом невозможно точно указать, кто, когда и как. А вот основные принципы разделения на недельные главы мы можем понять. Отметим лишь, что главный принцип, которым руководствуется ортодоксальное еврейство сегодня, - прочитать весь свиток Торы за один год, является определяющим в разделе на недельные главы. Обычай чтения свитка в течение одного года установился в Вавилоне в период Талмуда (ок. 4-5 вв.). До этого было принято читать Тору в течение трех лет. Так было принято в Эрец Исраэль. К этому мы еще вернемся.

1. Во-первых, заметим, что названия недельных глав обычно даются по первому, второму, реже – третьему слову начального стиха.

Мудрецами было установлено, что минимальным количеством стихов для чтения при одном восхождении к Торе является три. В субботу к Торе восходит максимальное количество человек – семь. Отсюда понятно, что количество стихов в одной недельной главе не может быть меньше двадцати одного. Таких маленьких по объему глав в Торе нет, обычно они намного больше по объему.

2. Поскольку количество недель (и – суббот) в году не является величиной постоянной (високосные годы!), то и количество недельных глав рассчитано «по максимуму». Отсюда – так называемые «двойные недельные главы», которые в отдельных случаях могут читаться как самостоятельные, а в других – как часть главы. К примеру, в этом году мы читаем одну недельную главу Ваякhель-Пекудей, а в другие годы: две недельные главы: Ваякhель и Пекудей.

3. Для того чтобы понять тематический принцип раздела на недельные главы, попробуйте сделать следующий эксперимент. Прочитайте окончание какой-либо недельной главы, а затем – начало следующей. В ряде случаев Вам будет совершенно понятно, почему поставлена в том или ином месте точка, почему произведен такой раздел. Но! При этом логика мудрецов далеко не всегда нам сегодня понятна: с этим ничего не поделаешь, нас от них отделяет не только степень мудрости, но и немалое время.

4. Кроме выделения недельных глав «по порядку», т.е. в течение годичного цикла чтения Торы, существуют и особые дополнительные главы на праздники, а также в отдельные субботы, когда читают кроме идущей по порядку недельной главы еще один текст Торы (по второму, крайней редко – и третьему, свитку). Пример: так называемые арба парашиот (четыре недельных главы), которые носят собственные названия: Шкалим, Захор, Пара, hа-Ходеш.

5. Раздел на недельные главы учитывает и то обстоятельство, что большинство праздников в Эрец Исраэль длится один день, а в Диаспоре – два.

6. А теперь я предлагаю вспомнить сказанное. До этого было принято читать Тору в течение трех лет. Так было принято в Эрец Исраэль. К этому мы еще вернемся.

Возрождая древний эрец-исраэльский обычай, большинство общин Консервативного движения перешли на трехгодичный цикл чтения Торы. Так, к примеру, поступают в моей иерусалимской общине Йовель. Смысл этого изменения, думаю, понятен: стремление не просто прочитать-услышать прочитанное, но постараться глубже познать Тору, что, согласитесь, совсем не просто даже на простом языковом уровне.

Мы отметили лишь некоторые принципы раздела Торы на недельные главы. Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос. Что же касается практики, то разделение на недельные главы Вы можете найти практически в любом издании Торы, а также в молитвенниках.

Теперь – о hафтаре.

В субботы и праздники (в утренней молитве - Шахарит), в посты и траурные дни (в полдневной молитве - Минха) публичное чтение Торы завершается hафтарой (дословно: завершение, окончание), которая представляет собой фрагмент из книги Пророков, который тематически или ассоциативно связан с недельной главой. Для этого вызывают мафтира, читающего несколько последних стихов недельной главы и, произнеся благословение, - hафтару. Таким образом, hафтара является неотъемлемой частью годичного цикла.

Существует предположение, что публичное чтение отрывков из книг Пророков возникло в древности во время гонений Антиоха Эпифана, когда чтение Торы было запрещено, а посему читались близкие отрывки из разрешенного. Запреты ушли в прошлое, но традиция сохранилась. По всей вероятности, в древности выбор фрагментов из Пророков был свободным - в разных общинах свой, однако с течением времени, начиная, вероятно, с талмудической эпохи складывается корпус hафтарот, принятый нами сегодня. При этом в отличие от чтения Торы, тексты hафтарот в значительной степени варьируются у разных общин (сефардских, ашкеназских и т.д.)
1) указывается день рождения
2) можно отметить галочкой "Бар Мицва или Бат Мицва в 12 лет"
3) после нажатия "найти" получаем пару некихъ датъ: "День рождения Бар Мицвы или Бат Мицвы" и "Суббота Бар Мицвы или Бат Мицвы"
4) ссылка слева вверху "Определение Бар Мицвы или Бат Мицвы" ведётъ на этот же сайт
всё это такъ непонятно… разве что 4е можно списать на технические особенности, а остальное, похоже, имеет некий смысл.
Рекомендую очень хорошие комментарии к недельным главам. Сам уже 3 года регулярно читаю и нахожу это очень полезным. Там же в архиве уже собрались комментарии за несколько лет.