Баир

Баир
Ну ладно, значить я тут наверное должна что то написать

Итак. Что такое "Бахир"? Бахир в на иврите означает "Сияние". Бахир - это один из первоисточников Каббалы. Это книга предшествовала "Зоар" в земной хронологии, и так же как и сам "Зоар" была сокрыта. Это книга не комментариев к Торе, это откровение. Откровение в Первом лице.
Она построена на "разговоре" Раввинов. Но этих Раввинов нет в записях Сангедрина, на них не ссылаются великие каббалисты в своих бессмертных произведениях.
Эти Раввины "живут" только в этой книге. И имя каждого из Учителей содержит скрытое значение того, с какого уровня идет постижение.
"Количество раз, которое упоминается имя того, или иного Ребе (Учителя), соответствует высоте Врат, с которой приходит информация." На это тоже необходимо обратить внимание.
Автором книги является Негуниа бен ха -Кана. это Раввин, от имени которого начинается изложение содержания «Бахир».
Информация очень сжата, даже для каббалистических источников, что говорит о "закрытости" для непосвященных.
"Но для тех же, кто постиг, что ключом ко всем скрытым Всесильным тайнам является Любовь", текст «Бахир» раскрывается как бутон розы, и удивительный аромат "Сияния" разливается волной Любви и восхищения… «Бахир» оживает и изливает невероятную Любовь Творца, Его Сияние.

Правильный способ изучения какого бы то ни было каббалистического текста - это воспринять его как единое целое, используя каждую его часть для объяснения другой. И поэтому мы будем разбирать "Бахир" последовательно, останавливаясь подробнее на сложных моментах.
1. Сказал раби Нехуния Бен hа-Кана: «Стих один (Иов, 37:21) говорит: «И теперь не увидят свет сияния (ор баhир), который в небесах (ба-шхаким)», а стих другой (Теhилим (псалмы), 18:12) говорит: «Установил тьму тайной Его, и также облако и туман вокруг Него». Это – [логическая] трудность. Пришёл стих третий (Теhилим 97:2) и разрешил [противоречие] между ними: «Также тьма не темна для Тебя и ночь, как день засветит», - как тьма, так и свет».

У кого есть какие мысли? О чем тут говориться?
Оки, ну тогда я напишу небольшие комментарии :)
[quote]«И теперь не увидят свет сияния (ор баhир), который в небесах (ба-шхаким)»[/quote]
Это говорит об отдаленности от Творца, о Его сокрытости. То что мы не можем ощущать Его присутствия здесь, не можем зреть Его Сияния. То есть души людей не видят Света сияния Всесильного в небесах. Т.е. ощущают себя в сокрытии.

[quote]«Установил тьму тайной Его, и также облако и туман вокруг Него». [/quote]
"Здесь, в дополнении к содержанию первого стиха, говорится, что установлена тьма, т.е. ощущение отдаленности, нахождения вне ощущения связи с Творцом, для того, чтобы создать тайну Его замысла, которую Творение должно раскрыть путем собственных усилий."

«также облако и туман вокруг Него»
Потому что отдалил Он себя водой и воздухом. И смешаны они друг с другом в представлении Малхут. Написано: « и туман вокруг Него». И это выше облаков. А ниже тумана – облака. Вода, пар. Вода в смеси с воздухом. И это то, как Малхут представляет Всесильного - через облака и туман. И облака, и туман - смесь воздуха и воды. На языке Каббалы – Зеир Анпин и Бина.

[quote]«Также тьма не темна для Тебя и ночь, как день засветит», - как тьма, так и свет».[/quote]
Скрытие существует исключительно в ощущениях самих частей Адама. Для Него не существует понятия тьмы.

Если есть вопросы, я с удовольствием поясню.
2. Сказал раби Берахья: «Что означает написанное (Брейшит, 1:2): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)»? Что слышится из [слова] «была» (hайта)? Что уже была. И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих. И что такое «воhу»? Была - «тоhу», а стала - «воhу». И что такое «воhу»? Вещь, в которой есть действительное (мамаш), как написано «воhу», - «бо hу» («в нём оно»). .
B]Сказал раби Берахья: «Что означает написанное (Брейшит, 1:2): «И земля была пуста и хаотична (тоhу ва-воhу)»? Что слышится из [слова] «была» (hайта)? Что уже была. И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих.

Здесь говориться, что Пустота была первой, и существовала раньше. Уже была. Как точка бесконечной глубины. Почему это называется Пустотой? Только в представлении Малькут Это выглядет как пустота. Во Вселенной нет пустого места. А раз скрыта бездонная глубина начальной точки творения от какого либо постижения, то все представляется Пустотой, или, иначе говоря, отсутствием информации.
Отсутствие возможности какого-либо структурирования, как в постижении своих органов чувств, так и во внутренних мысленных образах, не может быть основой для каких бы то ни было умозаключений, о чем написано -«И что такое «тоhу»? Вещь, изумляющая (hа-матhэ) сынов человеческих».

Бо-Ху. Ху – Он, Бо - в Нем. Что значит «То находиться в этом»? Хаос, нестройность, отсутствие порядка – это ощущение пространства и времени. Творение же в целом, весь мир, окружающий его, изначально представляется человеку хаотичным. Сама точка, Малхут, создана в ощущении непознаваемости системы Высшего управления.
Нет видимости управления изнутри - наружу. Снизу нет постижимости Высшего. С Земли нет видимости дальше Небес.
Это будет понятнее когда мы будем разбирать стих "Он создал Пустоту (боху) и поместил ее в мире, и Он создал Хаос (тоху) и поместил его во зле", "То и другое сделал Бог".. В 11 параграфе, вернемся к этим комментариям.

Ruach, если есть что добавить, всегда рады
3. И почему начал Тору с «Бет»? Поскольку начал благословение (браха). И откуда известно, что Тора называется Браха? Ибо сказано (Дварим, 33:23): «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал», и море (ям) – это именно Тора, как сказано (Иов, 11:9): «И шире моря». И что означает «И наполнен благословением Б-га»? Всякое место, где сказан «Бет», - это язык благословения (лашон браха), как то, что сказано: «В начале (бе-рейшит)», а «начало» (рейшит) – это именно Мудрость (хохма), как сказано (Теhилим 111:10): «И начало мудрости – страх Б-жий», и Мудрость – это именно благословение (браха), как сказано (Млахим- алеф (Книга Царей первая), 2:45): «И благословил Б-г Шломо», и написано (Млахим-алеф, 5-26): «И Б-г дал мудрость Шломо». Сравнение (машаль) с царём, который выдал дочь свою за сына своего, и дал её ему на свадьбе и сказал: «Делай с ней то, что хочешь».

Разберем по порядку

И почему начал Тору с «Бет»? Поскольку начал благословение (браха). И откуда известно, что Тора называется Браха? Ибо сказано (Дварим, 33:23): «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал», и море (ям) – это именно Тора, как сказано (Иов, 11:9): «И шире моря». И что означает «И наполнен благословением Б-га»? Всякое место, где сказан «Бет», - это язык благословения (лашон браха)…

Благословение Всесильного. И благословение Его «шире моря».Почему - «И шире моря»? Потому, что ощущение наполнения Любовью к Создателю будет у Творения бескрайним. И поэтому Творение – Адам, «наполнен благословением Б-га», Его любовью с самого начала. И должно раскрыться это благословение, браха в собственных усилиях. Однако необходимо осознавать, что какую бы бесконечность наполнения Творения Он ни создал, Он сам - все равно выше. Ведь все созданное Им - творение Его. И Благословение Его. Его любовь изначальна и первична по отношению к тому, что создавал Он.
И начало Замысла в конце его.
Создатель всегда превышает то, что Он создал. Он всегда больше чем создание Его.
Он создал - Малхут, бездонный колодец. Но вокруг - все равно Он. Он создал его. И Он же может заполнить его.

Он сам несоизмерим с тем, что требуется от Творения в целом. Ведь от Творения требуется постичь Имя Его. То есть наполниться обратной любовью к Нему в бесконечном объеме, каковой Он заложил в Творение. А заложил Он в Творение тот объем, который называется Тора.

И поэтому вся Тора – это Благословение. И начинается она с буквы Бет. Берешит, Браха. Берешит – В начале, в изначальном Благословении Любовью все создано. И Записано. Записано – значит Создано.
И Сделал это в Благословении, в Любви. И все варианты бесконечных усилий человека, Адама. И всех частей его - каждой из душ. Всесильный создал это все для Любви.

«В начале (бе-рейшит)», а «начало» (рейшит) – это именно Мудрость (хохма), как сказано (Теhилим 111:10): «И начало мудрости – страх Б-жий», и Мудрость – это именно благословение (браха), как сказано (Млахим- алеф (Книга Царей первая), 2:45): «И благословил Б-г Шломо», и написано (Млахим-алеф, 5-26): «И Б-г дал мудрость Шломо».

«начало» (рейшит) – это именно Мудрость (хохма)

То, что начало, Решит – и есть Мудрость, естественно, потому что в начале - это концентрированный замысел всего, Решит. Он создал мгновенно все и воплотил все.
И в этом мудрость Всесильного. Это мудрость бесконечности.
Но в Мудрости проявляется Любовь. Любовь является сосудом Мудрости. Только в любовь входит мудрость.
Начало мудрости - в начале любви. Как только ты начинаешь бояться, трепетать перед Ним, ты начинаешь любить Его, т.к. нельзя не любить и не восхищаться Совершенством.
В той мере, в какой растет в тебе любовь к Нему, входит в тебя Его мудрость.
«И Б-г дал мудрость Шломо»
Благословил и дал мудрость – одно и то же. Полюбил его за любовь его. Одно вошло в другое. И Дал ему мудрость. Потому что приобрел Шломо свойство Всесильного. И в меру постижения свойств Его, т.е. в сравнении с Ним по свойствам, стал обладать частью Его мудрости.
Страх - это Любовь. Любовь - сосуд для Мудрости.

«Делай с ней то, что хочешь» - означает, что есть у человека всегда свобода воли, свобода выбора.
4. И почему та «Браха» - от слова «барух» (благословен)? Может быть, - от слова «берех» (колено)? Как написано (Йишайа, 45:23): «Ибо предо Мной преклонится всякое колено», а [значит, «Браха» - это] то место, где всякое колено преклоняется. На что это похоже? На желающих видеть лицо царя и не знающих, где царь и где дом его. Спрашивают сначала, где дом царя, а потом спрашивают, где царь. Поэтому [написано]: «Ибо предо Мной преклонится всякое колено» - и даже высшие, и [написано далее] - «поклянётся всякий язык».

Нет разницы между берех и браха. Потому что колено есть все, что отходит в виде колен от изначального замысла Его. От ростков, от Праотцов.

Все в любви образуется. Ключ ко всему - любовь. Даже к действиям в отношении врагов твоих. Любовь к Нему, не к врагу, не к душе Амалека. А любовь к цели Творения, к Создателю. И действия против Амалека – это тоже в любви. Но в любви, естественно, не к тому, память о чем должен ты стереть. А действия в любви к Творцу. Ключ ко всему - Любовь.

Каждый, всякий преклонит колена. И всякое колено создано в Благословении. Поэтому само создание колен необходимо для того, чтобы благословение стало достоянием не только мудрецов, но всего народа Исраэль. Достоянием – то есть постижением.
Не было бы колен – не было бы достигнуто благословение внутри, обратное тому, которое ниспослано свыше. И поэтому браха, благословение и берех, колено – одинаковые слова.
Для того, чтобы благословение вошло в народ Исраэль, необходимо, чтобы Исраэль размножился, разделился на колена, в соответствии с разницей свойств, заложенных в творении. И колена эти начали бы проходить тикуним, исправления, необходимые для исправления выделенных в каждом колене свойств.
Поэтому, сама Игра является благословением. Как благословением является и спиральное развитие колен. Одного не существует без другого.
И, таким образом, независимо, от того, какое колено будет перед Святым, благословен Он.
И какого духовного постижения не достиг бы народ Израиля в этом колене, все равно – преклонится пред Ним.
И поклянется в верности Ему всякий язык, т.е. - все народы мира.
5. Сел раби Рахумай и разъяснил: «Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал»? Что во всяком месте «Бет» - от слова «барух» (благословен), ибо он «наполнен», как сказано: «И наполнен благословением Б-га». И оттуда – поит (машкэ) нуждающихся. И что означает «наполнен»? Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала. На что это похоже? На царя, который хотел построить дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтёсывал скалы, и вышел для него большой источник воды – воды живой (маим хаим). Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир», и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время». Сказала Тора: «Две тысячи лет была я за Его пазухой наслаждением, как сказано: «День за днём (йом йом)», а день Вс-вышнего – тысяча лет, как сказано (Теhилим 90:4): «Ибо тысяча лет в глазах Твоих – как день вчерашний, который прошёл». Отсюда и далее – временами, как сказано «во всякое время». А остальное (время) – для мира, как сказано (Йишайа, 48:9): «Хвалу Мою выдохну для тебя». И что такое «хвалу Мою»? Как написано (Теhилим 145:1): «Хвала для Давида: превознесу Тебя». Что такое «Хвала»? Из-за того, что «превознесу Тебя». И что такое «вознесённость» (ромемут)? Из-за того, что [написано далее] «благословлю Имя Твоё во веки веков». .
«Что означает написанное: «И наполнен благословением Б-га, запад (ям) и юг унаследовал»?

Все творение наполнено благословением Творца, Его Любовью. Запад» - это отсутствие любви к Всесильному а «юг» - желание получать наслаждение. И это означает, что независимо от внутренних ощущений человека, сами эти состояния созданы в замысле конечного достижения творением состояния абсолютной любви к своему Создателю - «… во всяком месте «Бет» - от слова «барух» (благословен)».

«И наполнен благословением Б-га». И оттуда – поит (машкэ) нуждающихся. И что означает «наполнен»? Объяснение: от «наполненного» взял совет сначала.
В творение изначально введены все состояния. На прошлые, так и будущие и настоящие. Будущие состояния несоизмереимы по сравнению с текущими по своему наполнению любовью к Создателю. Постоянное обретение полноты. Эти будущие состояния, качественно отличаются по своему духовному уровню восприятия Его внешнего воздействия. Эти состояния называют "мирами". От туда, из высших миров, то есть будущих состояний человека наполненых любовью, поит Он нуждающихся – души людей, давая им живительную силу для духовного роста.

На что это похоже? На царя, который хотел построить дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтёсывал скалы, и вышел для него большой источник воды – воды живой (маим хаим). Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир», и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время».

Царь хотел построить Дворец из скал могучих. Скалывал вершины и обтесывал скалы – создал он картины и рельефы, обеспечивавшие тикуним душ – различных частей Адама. И в результате формирования неживой материи (желания получать), путем придания ей состояний, которые обеспечивали духовное развитие творения, заложил он в нем запись о достижении состояния Любви к Себе – «источник воды живой».

Сказал Царь: «Поскольку есть у меня воды текущие, посажу сад и наслажусь им – я и весь мир»
«Сказал Царь» - значит, что Сотворил решимот ("записи") всех состояний человека, которые обеспечивают его развитие до уровня, в котором он может доставить наслаждения самому Царю. И это состояние есть «сад», которым насладится Святой.
Слова «посажу сад» - означают развитие в усилиях самого человека. Который, при этом, перемещается по бесконечным, совершенным в каждой своей реализации, ветвлениям записей, ведущих его вверх, к состоянию абсолютной Любви. Эту бесконечность совершенных ветвлений решимот, проходимых человеком в усилиях по раскрытию и оправданию Всесильного, называют «Древом жизни».
И поэтому – «сад», т.е. совокупность деревьев. Или – совокупность состояний всех частей Адама, достигших уровня «живого», т.е. любви к Святому.

«…и об этом написано (Мишлей (Притчи), 8:30): «И буду около Него находиться, и буду в наслаждениях день за днём, веселиться перед Ним во всякое время».

Здесь говорится от лица Творения, которое, достигнув состояния «сада», будет постоянно находиться в состоянии наслаждения, веселясь перед Ним.
Но, так как будет находиться оно перед Святым, т.е. не достигая Его, то поэтому здесь присутствуют слова, характеризующие продолжающееся исправление, а именно – ощущение творением и внешнего, и внутреннего. Для него они еще не слились в изначальном единстве. И, поэтому, - «день за днем» и «во всякое время».
6. Что такое «благословение» (браха)? На что это похоже? На царя, который посадил деревья в саду своём, и, несмотря на то, что выпадают дожди и поят постоянно, и также почва влажная и поит постоянно, должен он поливать их из источника, как сказано (Теhилим 111:10): «Начало мудрости – страх Б-жий, разум благой – для всех исполняющих их». Тогда скажешь, что нет ей ни в чём недостатка, ведь сказано (там же): «И хвала Его пребудет вовеки».

«… должен он поливать их из источника…». Без Него ничего не существует. Без Его вмешательства в каждое мгновение, нет мира. Он возобновляет это творение каждый день, каждое мгновение. Воссоздавая его в новом виде. Даже если выпадают дожди и поят постоянно, все равно, Он должен поливать.
То, что дождь поит землю постоянно и также почва влажная, все это потому, что создано Им и находится в замысле изначально.
Но, несмотря на реализованную в этом уровне постижения Его замысла, систему управления, все равно, должен Он постоянно контролировать весь процесс. И каждое мгновение обновлять этот мир. Он постоянно Любит нас, каждого :)

«… как сказано (Теhилим 111:10): «Начало мудрости – страх Б-жий, разум благой – для всех исполняющих их». Тогда скажешь, что нет ей ни в чём недостатка, ведь сказано (там же): «И хвала Его пребудет вовеки».

Страх – начало Любви. Любовь же является сосудом мудрости, т.к. даря Ему свою любовь, начинает человек вступать в слияние свойств с Высшим, получая, таким образом, в награду толику от бесконечностей мудрости и разума Его. Любви достаточно для Любви.
Тогда, в новом – разумном состоянии, понимает человек, что все происходящее с ним есть абсолютное Добро и Любовь. И нет у него ни в чем недостатка, т.к. «И хвала Его пребудет вовеки». Но написано в тексте «ей недостатка». На иврите это означает свойство «никева» - женского начала, т.е. желания получения.
Здесь сказано: "Делай с ней то, что хочешь". Мы можем интерпретировать эту рекомендацию к отношениям жена-муж - один из подуровней понимания уровня драш. Также мы можем интерпретировать это так, как объяснено Ориэль - это один из подуровней понимания уровня ремез. Однако, они могут и сливаться воедино. Если мы читаем справочник, для нас пшат = драш и отсутствие ремез, сод не очевиден, но есть всегда, даже в телефонном справочнике.
Есть такое понятие в психологии - "некорректное обобщение"…
Понятно, что и "Таблицы Брадиса" можно истолковать на всех четырех уровнях…

Если помните, в свое время сказал рабби Ишмаэль о рабби Элиэзере: «Рабби, ты словно говоришь тексту Торы "Помолчи, пока я растолкую"». (Сифра, раздел Тазриа Hегаим, глава 13)

Поэтому я и спросил - КАК ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ? А то выходит как в той еврейской поговорке - "пшат - это как я понимаю, а драш - это как вы понимаете!"

В период Танаев было две основные школы толкования - школа Рабби Акибы, и школа Рабби Ишмаэля. Школа Рабби Акибы "напирала" на истолковании каждой буквы и всякого знака, как намека на "нечто большее", на скрытый смысл Устной Торы. Рабби Ишмаэль же утверждал, что "Тора говорит языком человеческим", так что, конечно, есть глубокий смысл в каждом слове и в каждой букве Торы, но общий контекст и смысл несут большую смысловую и символическую нагрузку, нежели предлоги и артикли…
Рабби Элиэзер и вовсе создал новое направление в герменевтике Устной Торы, и уделял большое внимание таким методам, как нотарикон, гематрии и атбаш. Что получалось в результате - можете сами представить. Классическим является толкование в духе того, что например, числовое значение имени Элиэзер, слуги Авраама, - 318. Из этого можно сделать вывод, что когда говорится о том, что Авраам идет вместе с 318 людьми спасать Лота (Быт.14:14), имеется в виду только Элиэзер.

В общем, все запутано…
Может, обсудим поподробнее?
На самом деле, можно долго теоретизировать по этому поводу, однако сказано, что Тора в сердце (опять же, конечно, смотря как понимать эту фразу) и вся методология - там же. Познавая этот мир мы должны разговаривать именно с ним, равно как и познавая любой отдельный объект. То, как мы будем вести эту беседу зависит от того, сколько "языков" мы извлечем из своего сердца и насколько эффективны они будут для общения с этим миром.
Собственно, и я о том же. Насколько для нас актуальны "математические методы исследования" и экзегеза каждого отдельного слова - или, стоит, все-таки, по крайней мере, в начале, пытаться проникнуть СЕРДЦЕМ в сущностный смысл конкретного отрывка - и пусть Тора и наше сердце говорят на своем языке?