АР"И

Ицхак Лурия Ашкенази, известен также под именем АР"И (1534, Иерусалим — 1572, Цфат). Один из крупнейших каббалистов, когда либо живших. Наиболее развил идеи цфатской школы и создал лурианскую каббалу.
Родился в Иерусалиме у отца, иммигранта из Европы и матери из сефардской семьи. В раннем возрасте лишился отца и воспитывался у брата матери в Египте, который в дальнейшем выдал за юного Ицхака свою дочь. В Каире учился устной Торе у рава Бецалеля Ашкенази — автора «Шита мекубецет» и у р. Давида бен Зимра. С раннего возраста юный Ицхак отдалялся от людей и уходил на долгое время медитировать на берег Нила, где смог по-настоящему углубиться в секреты каббалы. Там ему начал по его свидетельству являться пророк Илья. Всю заботу о содержании семьи взял на себя его дядя и тесть.

В 1569 г. переехал в Цфат, где стал ближайшим учеником р. Моше Кордовейро и товарищем крупнейших раввинов и каббалистов Цфата. В 1570 р. Моше Кордовейро скончался и все ученики дружно избрали р. Ицхака своим новым наставником. Р. Ицхак начал проповедовать свои идеи, которые в научном мире получили название Лурианской каббалы. Кроме этого он мог беседовать с душами умерших людей и таким образом открыл местонахождение многих могил праведников в Галилее. Вокруг р. Ицхак собралось много учеников, среди которых были очень продвинутые, как р. Хаим Виталь, будущий наследник АР"И и начинающие, с которыми р. Ицхак занимался отдельно. Урока АР"И обычно проходили на природе, когда место для них подбиралось такое, какое имело мистическое значение. АР"И в основном занимался идеей космогонии, пытаясь объяснить процесс создания мира Всевышним. Развивая понятия 10 сфирот, АР"И были выдвинуты идеи цимцума, швират келим, зла из клипот. В истории мира и еврейского народа соответсвенно каждому этапу прослеживается выражение этих идей. В 1572 г. р. Ицхак умер во время эпидемии в возрасте 38 лет. Р. Хаим Виталь взял на себя миссию распространения учения своего учителя.